Принято считать, что идеей переориентации сельского хозяйства СССР на производство кукурузы Никита Сергеевич Хрущёв «заболел» в 1959 году, во время своего первого визита в США. Однако это не так, первые признаки «кукурузной лихорадки» появились несколькими годами раньше. В 1955 году в СССР приехал богатый американский фермер Росуэлл Гарст, основатель и владелец компании Garst & Thomas Co, специализировавшейся на производстве семян кукурузы. Гарст пропагандировал кукурузу по всему миру как способ резко поднять эффективность производства продовольствия, а в Москву попал в составе делегации американских фермеров, приехавших на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
Гарст встречался в Крыму с Хрущёвым, вёл с ним продолжительные беседы, и сумел, судя по дальнейшим событиям, внушить советскому премьеру свои идеи. Кукурузу стали пропагандировать как самую перспективную сельскохозяйственную культуру, с ней связывали надежду догнать и перегнать США по производству мяса и молока. Под неё отводили огромные площади самых плодородных земель на Кубани, Украине, были попытки выращивать «королеву полей» даже в колхозах за Полярным кругом.
Кампания по восхвалению кукурузы была беспрецедентной. В кинотеатрах перед сеансом показывали агитационный мультфильм «Чудесница». Журнал «Крокодил» в каждом номере помещал карикатуры на бюрократов и ретроградов, мешающих продвижению «королевы» на поля. Но автору этих строк «кукурузная лихорадка» запомнилась бесконечными, уходящими за горизонт рядами кукурузных стеблей, пропалывать которые нас, городских школьников, вывозили каждое лето вместе со студентами, врачами, рабочими и даже артистами городского театра.
А во время упомянутого выше визита Никиты Хрущёва в США советский премьер посетил ферму своего «наставника», Росуэлла Гаста. И, окрылённый, видимо, успехами в выращивании кукурузы в СССР, сделал хозяину, носившему неофициальный титул «кукурузного короля Америки», несколько замечаний о том, как правильно сажать «королеву полей». Хотя в СССР к тому времени уже начинали понимать, что грандиозная кампания проваливается. В 1962 году даже пришлось поднимать розничные цены на мясо и молоко — «королева полей» не помогла.
После 1964 года и отставки Никиты Хрущева кукурузу стали «задвигать» с тем же азартом, с каким раньше продвигали. Посевные площади резко сократили, а саму кампанию обозвали «волюнтаризмом». Интерес к кукурузе возродился в России лишь в недавние времена, когда её опять стали выращивать на Кубани. В Краснодарском крае местная ассоциация производителей кукурузы даже установила памятник Н.С. Хрущёву, единственный, кроме надгробного, на территории бывшего СССР.
Владимир Царан.