Слово «пятилетка», вошедшее в лексикон жителей Советского союза в конце 1920-х годов, живо и понятно до сих пор. На языках всех союзных республик это слово означало и означает пятилетние планы развития народного хозяйства во всей стране. В историческом плане сталинские пятилетки пришли на смену ленинскому НЭПу — «Новой экономической политике». Первый пятилетний план охватывал период с 1928 по 1933 год, был выполнен досрочно, в 1932 году. Всего за годы существования СССР было принято 13 пятилетних планов.
Слово «семилетка» в таком же значении известно гораздо меньше. Это тоже план развития народного хозяйства страны, но охватывающий период с 1959 по 1965 год. По времени получалась «шестилетка», но этому факту не придавали особого значения, поскольку предполагалось, что первая «семилетка» всё равно будет выполнена досрочно, как и первая пятилетка. Переход к семилетним циклам планирования тогдашний премьер-министр Никита Хрущёв с трибуны внеочередного XXI съезда КПСС, созванного в феврале 1959 года для принятия семилетнего плана, заявил, что предстоит превысить всё, что было сделано за все четыре десятилетия существования СССР. Локальная цель — догнать и перегнать за семь лет США по уровню потребления. Оптимизма главе государства придавала статистика: темпы развития восстановленной после войны экономики СССР значительно превышали американские.
Надо сказать, за указанный период СССР добился многого. За счёт ввода в эксплуатацию месторождений в Западной Сибири вдвое увеличилась нефтедобыча. Была построена гигантская Братская ГЭС, промышленная Белоярская АЭС. Значительно вырос уровень электрификации железных дорог, пассажирский транспорт полностью перешёл на электро- и тепловозную тягу. В плане потребления резко выросли показатели сдачи жилья, за счёт развития стройиндустрии и строительства знаменитых 5- и 9-этажных «хрущёвок». Резко выросло производство легковых автомобилей, телевизоров, холодильников.
Однако первая «семилетка» оказалась и последней в истории СССР. После смещения Никиты Хрущёва осенью 1964 года со всех руководящих постов семилетнее планирование было признано нецелесообразным. Грандиозные задачи, которые ставил перед страной Никита Хрущёв, его преемник Леонид Брежнев назвал «гигантоманией и волюнтаризмом». СССР вновь перешёл на пятилетний цикл планирования.
Владимир Царан.