В этом году исполнилось восемьдесят лет со дня казни великого театрального режиссера и педагога, теоретика и практика театрального гротеска – Всеволода Эмильевича Мейерхольда. В феврале 1940-го года он был убит согласно расстрельного списка Сталина, но перед этим прошел все круги ада, подвергаясь нечеловеческим пыткам. Его вторая супруга – актриса Зинаида Райх была жестоко убита в собственной квартире через несколько недель после ареста мужа.
Режиссер оставил в театральном искусстве заметный след, а его новаторские системы в авангардных постановках каждый раз вызывали весьма неоднозначную реакцию у публики и критиков. Многие считали его настоящим гением, и поддерживали стремление Мейерхольда «сломать» изжившие себя подходы. Но были и те, кто осуждал режиссера за чрезмерный гротеск его постановок. Однако, равнодушным к его новаторскому экспериментальному творчеству, пожалуй, не было.
Примечательно, что в революционный период Всеволод Эмильевич был обласкан большевицкой властью, ему была позволена творческая свобода. Тем не менее, в какой-то момент постановщик перестал вписываться в стремительно меняющуюся советскую идеологию, и, в конечном счете, его, как и многих других талантливых людей, объявили «врагом народа» и ликвидировали. В этой статье мы расскажем вам о трагической судьбе гениального режиссера и его посмертной реабилитации.
Всеволод Мейерхольд: биография, творческий путь
Будущий режиссер-постановщик появился на свет в Пензе, в 1874-м году, девятого февраля, в многодетной немецкой лютеранской семье. Настоящее имя, данное мальчику при рождении, звучит как Карл Казимир Теодор Майергольд, он был восьмым ребенком у своих родителей, и рос с пятью братьями и двумя сестрами. Глава семейства был винозаводчиком, а мать занималась бытом и воспитанием многочисленных наследников. Мама нередко устраивала дома музыкальные вечера, а также с детства приобщала детей к театральному искусству.
Карл (позже сменивший имя на Всеволод) с ранних лет играл в любительских спектаклях, но, тем не менее, после окончания гимназии, он решил поступать на юридический факультет, столичного университета, желая получить серьезную и перспективную профессию. Достигнув совершеннолетия, молодой человек решил принять православие, а также взял себе новое имя – Всеволод, назвавшись в честь своего любимого писателя и поэта Всеволода Гришина.
Вскоре, впрочем, юриспруденция наскучила творческому юноше, и он решил сменить учебное заведение на театрально-музыкальное училище, функционировавшее при филармонии. Все экзамены он сдал блестяще, и был зачислен сразу на второй курс. Примечательно, что свой первый в жизни любительский спектакль начинающий режиссер поставил еще в восемнадцатилетнем возрасте. К сожалению, в тот день скончался его отец, но это скорбное событие не заставило юношу отменить или перенести премьеру.
Неизгладимое впечатление на Мейерхольда произвела постановка «Отелло» Константина Сергеевича Станиславского. После того, как парнишка впервые её увидел, этот режиссер стал его кумиром и неизменным авторитетом. Окончив учебу, Всеволод был принят в труппу МХТ, причем, режиссер доверял ему главные роли в спектаклях. Четыре года спустя он покинул столичный театр, и отправился в провинцию, где занялся созданием своего собственного театра.
Первое время начинающий постановщик, по большей части, копировал репертуар столичных театров, однако, параллельно он начал формировать свое собственное видение манеры исполнения тех или иных ролей. В отличие от своего кумира Станиславского, который уделял наибольшее внимание душевным переживаниям персонажей, Мейерхольд решил делать основной акцент на визуализации, посчитав, что правильнее передавать смысл происходящих событий посредством отточенных движений героев. Несколько позже такой новаторский подход получил название «биомеханика».
Станиславский был заинтересован столь своеобразным подходом и разработанной Мейерхольдом системой, но еще не знал, как к этому отнестись. Он охарактеризовал манеру работы своего коллеги так: «Это или настолько гениально, что просто не умещается в наших скромных головах, гениально до безумия, или же бесполезное блуждание усталой мысли». Тем не менее, такой радикальный новый метод работы на сцене отлично вписывался в реалии послереволюционной России, потому как в то время приветствовалось практически все, что выходило за рамки пережитой буржуазной морали. Помимо этого Всеволод нередко ставил агитационные спектакли.
Однако, когда революционный пыл начал утихать, гротеск Мейерхольда перестал вписываться в социалистические реалии. А вскоре постановки знаменитого режиссера-новатора, и вовсе, начали откровенно раздражать новую власть. Сам Всеволод Эмильевич в сложившейся непростой ситуации нередко, что называется, «подливал масла в огонь», регулярно отправляясь на продолжительные гастроли заграницу.
Всеволод Мейерхольд: личная жизнь
Весной 1896-го года начинающий актер и режиссер сочетался законным браком со своей сверстницей по имени Ольга Мунт, с которой был знаком до этого около четырех лет. Некогда они вместе играли в любительских спектаклях, между молодыми людьми завязался служебный роман, а свадьбу они отпраздновали в родной для жениха Пензе. Годом позже в семье родилась первая наследница, которой дали имя Мария, затем на свет появились дочери Татьяна и Ирина.
В 1921-м году в труппу режиссера пришла актриса Зинаида Райх, в которую Всеволод Эмильевич практически сразу влюбился без памяти, несмотря на то, что был старше неё на два десятка лет. Она тут же стала примой его театра «ГосТиМ», ради неё мужчина оставил семью, и вскоре женился на Зинаиде. Более того, режиссер даже усыновил детей своей новой избранницы: сына Константина и дочку Татьяну, рожденных в предыдущем браке Райх с поэтом Сергеем Есениным.
Всеволод Мейерхольд: опала
В середине 30-х годов постановку «Дама с камелиями», где главную роль исполняла Зинаида Николевна, посмотрел сам Иосиф Сталин, и спектакль ему категорически не понравился. После этого на режиссера обрушился шквал критики и обвинений. Тогда Райх решила заступиться за возлюбленного, и написала письмо Сталину, в котором открыто обвиняла его в том, что он попросту не разбирается в театральном искусстве. Вероятно, такой дерзкой выходкой женщина подписала приговор себе и супругу.
Лояльность режиссера к новой власти не стала для него спасением, над его головой сгущались тучи, и о дальнейшей своей участи мужчина, конечно же, догадывался. Тем не менее, он не воспользовался возможностью эмигрировать в Европу, и не остался в Париже, когда у него был шанс во время последних гастролей.
В 1936-м году звания Народных артистов СССР были присвоены Станиславскому, Немировичу-Данченко, а также Качалову, Москвину и многим другим театральным деятелям. Однако, в списке награждаемых фамилии Всеволода Эмильевича не оказалось. Режиссер попытался доказать, что он по-прежнему «свой», и, как и раньше, лоялен к советской власти, ведь в его театре шли постановки о колхозной деревне, а также воспевались новые герои.
Но, несмотря на все его старания, через полтора года «ГосТиМ» был закрыт. От попавшего в опалу и оставшегося без работы режиссера отвернулись практически все друзья, которые еще совсем недавно хвалили его постановки и гордились знакомством с ним. Едва ли не единственным человеком, протянувшим Мейерхольду руку помощи, оказался Станиславский, назначивший его на должность режиссера возглавляемого им Оперного театра. Когда летом 1938-го года Константин Сергеевич скончался, опальный режиссер воспринял случившееся как личную драму, и тяжело переживал, а также счел это событие предвестником беды для самого себя.
Всеволод Мейерхольд: арест и расстрел
В июне 1939-го года режиссер был арестован, а в его квартире провели обыск. В протоколе были зафиксированы жалобы его супруги Зинаиды Николаевны, протестовавшей против методов работы сотрудников НКВД. Женщина также выкрикивала проклятья в адрес агентов Народного комиссариата, а через три недели после этого она была жестоко убита в собственной квартире. Неизвестные нанесли Райх около двух десятков ножевых ранений. Тайна смерти актрисы так и осталась нераскрытой. Позже юрист и писатель Аркадий Ваксберг говорил о том, что только Берия нуждался в таком показательном садистском фарсе, потому как Райх была в те годы необычайно популярной, и слишком независимой актрисой.
Самому же режиссеру сфабриковали дело, обвинив его в шпионаже и троцкизме, а необходимые признания несколько недель выбивали у него под жестокими пытками. В своем письме Вячеславу Молотову, написанному незадолго до казни, Всеволод Эмильевич отказывался от своих показаний и рассказывал о том, каким образом они были получены. По словам мужчины, его ежедневно избивали резиновым жгутом, обещая превратить его тело в бесформенную окровавленную массу, оставив нетронутыми лишь лицо и правую руку, чтобы он подписал, в конечном счете, нужные показания. Когда это письмо через некоторое время оказалось в руках Дмитрия Шостаковича, тот во время его прочтения лишился чувств.
Первого февраля 1940-го года, в застенках Бутырской тюрьмы, Мейерхольду было зачитано обвинительное заключение и вынесен приговор – расстрел. Его называли агентом английской и японской разведок, который вел активную шпионскую деятельность против СССР. На следующий день смертный приговор был приведен в исполнение. Тело режиссера было кремировано, а прах высыпан в общую могилу на окраине кладбища у Донского монастыря вместе с прахом писателя Бабеля, маршалов Егорова и Тухачевского, а также других жертв репрессий.
Всеволод Мейерхольд: посмертная реабилитация
В 1955-м году, спустя всего два года после смерти Иосифа Сталина, тогда все еще почитаемого, и не развенчанного Хрущевым, в Москве две молодые женщины начали добиваться практически невозможного – реабилитации расстрелянного режиссера. Этими отчаянными женщинами были приемная дочь Мейерхольда – Татьяна Есенина, а также его внучка – Мария Валентей.
Основные сложности заключались в том, что во многих инстанциях в те годы еще сидели недруги и ненавистники великого режиссера, которые ранее клеймили его в прессе, участвовали в травле и всячески добивались закрытия его театра. Тем не менее, женщины были настроены решительно, и в том же году, после письма Татьяны Есениной, адресованного Георгию Маленкову, дело Мейерхольда было принято на рассмотрение на предмет его возможной реабилитации.
Верховным судом СССР, в том же 1955-м году гения театральной режиссуры Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали. А в 1991-м году в Москве был создан театральный Центр, названный его именем. Кроме того, Марии Валентей лишь в начале 90-х годов, спустя почти четыре десятка лет после реабилитации знаменитого деда, удалось добиться освобождения и возвращения наследникам столичной квартиры режиссера, которая после его ареста и убийства Райх была отнята у её детей и передана в собственность семей шофера и секретаря Лаврентия Берии.