На рубеже XIX—XX веков только 37% населения Российской империи было грамотным. Не будем здесь гадать, много это или мало, и обсуждать, как обстояло дело в других странах. Зададимся вопросом: а можно ли в стране, где читать умеют меньше половины жителей, создать с нуля успешный книгоиздательский бизнес? Биография Ивана Дмитриевича Сытина (1851-1934) доказывает: можно. Даже если сам бизнесмен не осилил и четырёхлетнего курса церковно-приходской школы, и чтение, по его собственному признанию, ненавидел.
Выходец из бедной семьи провинциального писаря, Иван Сытин начинал свою самостоятельную купеческую карьеру в 12 лет довольно традиционно, помощником в книжной лавке у дяди в Нижнем Новгороде.
Повзрослев, женился на купеческой дочери и затеял собственное дело — купил типографию. Потратив на покупку часть полученного за женой приданного и заняв денег у тестя. А вот следующий «маркетинговый ход» молодого купца был уже нетривиальным. Сытин стал печатать и продавать… карты военных действий.
В то время, 1870-е годы, на Балканском полуострове бушевала русско-турецкая война. Естественно, россияне внимательно следили за тем, как развиваются события на театре военных действий, но разобраться, где находятся упоминаемые в военных сводках города, реки и горы с болгарскими и сербскими названиями рядовому обывателю было нелегко. Тут и явился Сытин со своими картами, которые специально печатались в «народном», упрощённом варианте.
Успех военных карт подсказал Ивану Сытину направление дальнейших действий. Он стал специализироваться на «народной» печатной продукции — календарях, сонниках, сборниках сказок, лубочных картинках, разного рода «гадательных таблицах» и гороскопах. И добился, что его печатная продукция стала продаваться по всей Российской империей, а денежный оборот достиг десятков миллионов рублей. Сытин стал расширять дело, приобрёл популярный до наших дней журнал «Вокруг света», газету «Русское слово», в которой работал репортёром известный журналист и писатель Владимир Гиляровский. Сотрудничать с Сытиным стали серьёзные литераторы: Лев Толстой, Антон Чехов, Максим Горький, Александр Куприн и другие.
Конец успешному бизнесу, как и всем подобным частным предприятиям, положила советская власть. Типографии и магазины Сытина по всей стране были национализированы. Хозяина не репрессировали, хотя дважды арестовывали, в 1918 и 1925 году. Есть версия, что за Сытина вступился Максим Горький, он же выхлопотал ему персональную пенсию. Умер Иван Сытин в 1934 году.
Владимир Царан.