До XVI века медицины, в современном понимании этого слова, на Руси не было. Медицинскую помощь оказывали населению некоторые монастыри, «врачевали» знахари, колдуны и целители, но никакой системы в этом не было, и смертность была чрезвычайно высокой. Однако к тому времени изоляция страны, вызванная расколом в христианстве, уже стала ослабевать, русская знать стала путешествовать и устанавливать контакты с Европой. Кому-то удавалось и подлечиться у тамошних врачей.
Первый профессиональный медик появился ещё при дворе Великого князя Василия III, отца Ивана Грозного. Звали его Николай Бюлов по прозвищу «Немчин» (немец). Занятия медициной он совмещал с сочинением трудов по астрологии, математике и богословию. Бюлов перевёл с немецкого «Лечебник», изданный в городе Любеке, который стал первой медицинской книгой на русском языке. Сведения о том, какие медицинские препараты и приёмы использовал Немчин в своей практике, до нас не дошли, известно лишь, что его венценосный пациент, Василия III, умер от подкожного нарыва и заражения крови в 54 года.
Иван Грозный, пытавшийся наладить контакты с английским двором и много лет переписывавшийся с королевой Елизаветой I, постоянно приглашал из Англии и содержал при дворе британских врачей, англичан и шотландцев. Самым именитым из них был Арнульф Линдсей, автор многих медицинских трудов, присланный лично королевой Елизаветой. Линдсей много и успешно лечил и заслужил самые лестные отзывы и от царя, и от членов его семьи, но прослужил недолго, всего три года, и погиб при пожаре.
Место Линдсея недолго занимал Елисей Бомель, голландец, получивший образование в Англии. Здесь история тёмная, Бомеля подозревают в том, что он не только лечил людей, но и наоборот, помогал царю отправлять их на тот свет. Будучи отличным химиком, он якобы составлял для Ивана Грозного смертельные яды. Сводить счёты с помощью ядов Грозный, по свидетельству современников, любил. Самого Бомеля тоже казнили, за измену, его заподозрили в шпионаже в пользу иностранных держав.
После такого казуса Иван Грозный ещё не раз обращался к Елизавете с просьбой прислать ему хорошего врача. Королева эти просьбы, как правило, удовлетворяла. Лекарями при дворе Грозного в разное время служили Роберт Якоби (личный врач королевы), Марк Ридли, Артур Ди, оставшийся на Руси на долгие годы, до самой смерти, и даже сменивший имя на русское Артемий. После каждого оставались ученики, научные труды и записки — именно оттуда, с эпохи Ивана Грозного, и пошла русская медицина.
Владимир Царан.