За год до окончания Второй Мировой Войны наши союзники подготавливали самую крупную в истории десантную операцию, которая должна была пройти в Нормандии. Результат операции был важен, так как это было прямой дорогой союзных сил в Европу. Подготовка была секретной, но за месяц до старта в «Daily Telegraph» стали появляться странные кроссворды, которые в ответах на вопросы содержали кодовые слова предстоящей операции. По двум берегам Атлантики прошлось волнение.
Откуда появился первый кроссворд
Каждое слово в кроссворде было секретным и имело важное значение для высадки войск Америки в Европе. В документации операция обозначалась названием, которое выбрал Черчилль, а именно – «Овэрлорд». Дословно означает «господин, повелитель». Часть операции, которая проходит в воде, получила название «Нептун», а высадка должна была произойти на двух Нормандских пляжах — «Омаха» и «Юта». Было ещё и «Малбэрри». Так называлось оборудование для швартовки морского судна.
За месяц до начала операции сотрудник контрразведки МИ-5 в Англии заметил в новом выпуске каверзный вопрос, где нужно было отгадать название одного из штатов Америки. Ответ предполагал «Юта». Через неделю с небольшим ситуация повторилась, но теперь ответом на вопрос стало название «Омаха», а ответом на следующий вопрос стал «Овэрлорд». Тогда подозрение только усилилось, беспокойство возросло.
Службы скоро выяснили, что за выпуском таких кроссвордов стоит учитель физики по имени Леонардо Сидни До. Он жил недалеко от Лондона и за ним было установлено пристальное наблюдение.
За четыре дня до начала действия появился ещё один вопрос, где ответом стал «Нептун». Тогда терпение военных кругов закончилось. Некто даже полагал, что в Генеральном штабе или ещё выше находится вражеский шпион, который сообщает другой стороне их план через газетные выпуски.
Учителю физики было почти пятьдесят пять лет, а двадцать из них он уже занимается тем, что составляет кроссворды для Телеграфа. Его вызвали на допрос, который длился несколько часов и далеко не сразу учителю удалось убедить служащих в том, что слова были выбраны случайным образом. Разговор был тяжёлым, потому что никто из агентов не мог прямо сказать о том, почему именно вызвали Леонардо на допрос. Это дело было секретным. Скоро его закрыли и произошла успешная высадка войск.
Раскрытие подробностей
Новые обстоятельства были раскрыты уже в 1984-м году, когда намечался юбилей той самой высадки. В мае «Дэйли Телеграф» напечатала обращение от Роналлда Фрэнча, который в своём письме сообщил о том, что учился в той школе, где работал профессор Сидни, а ещё в то же время дружил с солдатами из Америки и Канады.
Фрэнч говорил, что слышал те кодовые слова от них, а профессор часто спрашивал слова у своих учеников для будущих кроссвордов. После высадки До нашёл эти кодовые слова в тетради своего ученика и запаниковал, забрал её и сжёг, а мальчишку вынудил дать клятву о том, что он никому не скажет об этом.
Но Фрэнч решился сделать это. Ещё через несколько лет «БиБиСи» сняла специальный эфир с Фрэнчем, где создала иллюзию того, что такая большая загадка наконец раскрыта.
Некоторое время спустя Энтони Ралф, племянник профессора До, высказал свою версию. В то время его дядя жил в доме со вторым директором местной верфи, где строились «Малберри». Оттуда он сделал вывод, что До мог сам предположить и знать все тайные слова, а ещё мог попросить своего соседа помочь ему с подбором.
Как оказалось кроссворды «Дэйли» действительно были связаны с войной и есть повод думать о том, что секретные слова в вопросах перед осадой Нормандии не были случайностью. Условия разведки могли быть таковы, что никто даже не должен был знать о том, что она есть. Сейчас работники этого печатного издания ничего об этом не знают, а архивы в Британии с тех времён до сих пор остаются закрыты.