В сознании наших современников слово «парковка» прочно ассоциируется со словами «автомобиль» и «проблема». Однако автомобили, в историческом плане, появились сравнительно недавно, до этого их роль на протяжении тысячелетий выполняли лошади. Но проблемы с парковкой, во всяком случае, на Руси, существовали, похоже, во все времена. И даже в таком сакральном для каждого русского месте, как Кремль. При этом, как обычно в нашем отечестве, тема парковок тесно увязывалась с другой извечно актуальной темой — привилегиями.
В начале 1654 года тогдашний хозяин Кремля царь Алексей Михайлович личным указом сделал попытку упорядочить въезд на территорию Кремля, поскольку ситуация стала достаточно острой. Многочисленные повозки и сани загромождали кремлёвские подворья и порой мешали проезду самого государя. Было указано закрыть въезд в Кремль на лошадях людям всех сословий, включая подъячих, служивших в самом Кремле. А тем, кто прибыл в Приказы по делам, например, привёз в Тайный приказ «колодочников» (арестантов), оставлять лошадей у стен и следовать до нужного места пешком. Не обошлось без исключений, царь разрешил въезд в Кремль боярам (но не их детям!), православным архиереям и высшей бюрократии — подъячим «первой статьи».
В течение 16 лет ситуация с парковкой за пределами Кремля, похоже, не урегулировалась, и Алексей Михайлович издал в апреле 1670 года новый указ, более грозный по стилю. Стольникам и дворянам за нарушение правил въезда указ грозит ссылкой, а их извозчикам — жестокой поркой. И такие меры тоже не возымели действия, заниматься проблемой пришлось сыну Алексея Михайловича, молодому царю Фёдору Алексеевичу. В 1694 году Фёдор издал указ, по содержанию аналогичный указам своего отца.
И в том же году, после смерти царя Фёдора и в начале периода двоевластия, когда русский трон делили его малолетние братья, Иван и Пётр Алексеевичи, от их имени тоже был издан указ, а по сути, приказ. Стрельцам из кремлёвской охраны предписывалось всех въехавших в Кремль извозчиков «имать» и доставлять в Стрелецкий приказ, вместе с лошадьми, а их хозяев штрафовать.
Проблему не решил даже перенос столицы из Москвы в Петербург. Почти через полторы сотни лет, в 1833 году, Николай I направил московскому генерал-губернатору указ, запрещающий въезд в Кремль «партикулярным» (частным) экипажам.
Владимир Царан