В апреле 1879 года Царское Село ликовало. У наследника престола, сына Екатерины II и будущего российского императора Павла Петровича родился сын. По указанию венценосной бабушки новорождённого нарекли Константином. Имя для династии Романовых не характерное, но тому были очень важные, геополитические причины.
В том году империя воевала, Россия вела упорные бои с Османской империей за овладение Крымом, Таманью и Кубанью. До победы было ещё далеко, указанные территории вошли в состав России только в 1783 году. Но у Екатерины были далеко идущий замысел, который она озвучила за год до этого события. Историки называют его «Греческий проект Екатерины II».
Коротко суть проекта сводилась к воссозданию греческой государственности. Православная Греция к тому времени находилась под властью турок более 400 лет. Новое государство должно было, по замыслу Екатерины, включать в себя не только территорию Греции, но и Болгарию, и часть полуострова Малая Азия. Речь шла фактически о возрождении исчезнувшей с карты Европы ещё в XV веке Византийской империей, хотя в проекте государство именовалось Греческой империей. Корона императора предназначалась внуку Екатерины, великому князю Константину Павловичу. Отсюда и нехарактерное для царствующей в России династии имя, полученное при рождении: в 313 году римский император Флавий Константин основал столицу Византии Константинополь, нынешний Стамбул.
«Греческий проект» потерпел неудачу в самом начале. Екатерине II не удалось привлечь к его реализации предполагаемых союзников, Австрию и Венецианскую республику. Перспектива небывалого усиления влияния России в регионе не понравилась ведущим европейским державам. В Австрийской и Британской империях прямо заговорили о нарушении «равновесия сил», во Франции вспомнили о заключённом с турками «столетнем перемирии». Екатерина в ответ на свои послания получила от европейских монархов вежливые, но явно неодобрительные ответы.
А судьба несостоявшегося византийского императора, великого князя Константина Павловича, сложилась довольно причудливо. Императором он всё же стал, но… российским, и всего на два месяца, после смерти брата, Александра I в декабре 1925 года. Константин не был коронован и фактически не правил страной. На престол взошёл его племянник, Николай I, сын Александра I. Путаница в престолонаследии стала одной из причин восстания декабристов.
Владимир Царан