Исторически сложилось так, что заграничные паспорта появились на Руси намного раньше, чем паспорта внутренние. В 1649 году Земский собор в Москве принял Соборное Уложение — первый в Русском царстве единый свод законов. В обширном документе нашлось место и заграничным паспортам, их тогда называли «проезжими грамотами». За выезд за пределы царства без такой грамоты наказывали сурово, но вполне в духе того времени — смертной казнью. Впрочем, если нарушителю удавалось доказать, что ездил он за границу «не для дурна», т. е. без умысла против государства, а исключительно «для торгового промыслу», наказание смягчалось, «безграмотного» путешественника предписывалось всего лишь «бити кнутом».
Интересно, что традиция отечественных чиновников — волокита с выдачей загранпаспорта, наказывалась уже тогда. За несвоевременную выдачу «проезжей грамоты» купцам, из-за чего последние несли убытки, с виновных в волоките взыскивался штраф в двойном размере от суммы понесённых убытков, в пользу казны и пострадавшего.
Внутренние паспорта появились в России в петровскую эпоху. Как ни парадоксально, паспортов для передвижения по стране «удостоилась» самая бесправная часть тогдашнего российского общества — крепостные крестьяне. Строительство новой столицы на берегу Балтийского моря, создание военно-морского флота, развитие уральских «железоделательных заводов» требовали огромного количества рабочих рук. В 1724 году Пётр I накануне своей смерти издал указ «О подушном сборе». Отдельная глава этого указа регулировала выдачу крестьянам, отправляющимся на заработки на стройки Санкт-Петербурга или на казённые заводы, особых «прокормёжных писем». Это и были первые внутренние российские паспорта. Бесчисленные толпы крестьян, пешком переходивших из одной губернии в другую, нужно было как-то учитывать и контролировать.
А само слово «паспорт», в его современном понимании, в России вошло в обиход после принятия «Положения о видах на жительство» в 1894 году. Согласно Положению, паспорт не был обязательным документом, если человек постоянно проживания в определённой местности. Он требовался лишь при переездах или длительных, более полугода, отлучках более чем на 50 вёрст от места проживания. Паспорта выдавались лицам мужского пола, достигшим 18 лет, и женского пола — в 21 год, вне зависимости от сословий. Положение действовало до 1917 года.
Владимир Царан