Политическая линия российского государства настолько четкая и прямая, что любые попытки сломать эту гармонию обречены на провал. Однако, Соединенные Штаты с настойчивостью достойной лучшего применения, пытаются поставить Россию на колени. Исчерпав все возможные варианты, они заявили о крайней мере – отключении страны от международной межбанковской системы SWIFT. Поскольку это очень серьезное решение с далеко идущими и не всегда предсказуемыми последствиями, то практически всех волнует вопрос о реальности данной угрозы. Возможно ли отключение в принципе?
По законам Евросоюза
С юридической точки зрения SWIFT представляет собой открытое акционерное общество, членом которого может стать любая финансовая структура вне зависимости от государственной принадлежности. Для этого необходимо внести определенную часть уставного капитала, которая в прошлом году составляла около 3.500 евро. Для того, чтобы пользоваться услугами компании, быть акционером не обязательно. Скажем, из 583-х российских участников системы не более сотни имеют долю в этом проекте.
Поскольку компания зарегистрирована на территории Бельгии, то естественным образом она подчиняется законам этой страны в частности и Евросоюза в целом. Никакое иное государство мира, включая США, не имеет физической возможности воздействовать на принятие решений советом директоров. Имеет силу только лишь решение ЕС на уровне законодательного акта. А как мы знаем, для того, чтобы оно состоялось, свое согласие должны дать главы всех 28-ми государств его членов.
Следуют также иметь в виду, что только в прошлом году российские финансовые институты, общаясь между собой и внешними корреспондентами посредством данной системы, принесли бельгийской компании чистый доход в размере не менее 530 миллионов долларов. Интенсивность роста российского сегмента составляет 30-40% ежегодно. Этому способствует то обстоятельство, что Центробанк подключил к SWIFT все внутренние российские операции. Именно поэтому руководство компании выразило желание наряду с европейским и американским процессинговыми центрами построить аналогичный комплекс на территории России. Другими словами, вряд ли кто-то захочет терять такой прибыльный бизнес ради достижения сомнительных геополитических целей.
Могут ли отключить
Обратите внимание на то обстоятельство, что отключения активно добиваются только лишь два человека в мире — Барак Обама и Дэвид Кэмерон. Они могут себе это позволить, т.к. их страны не закупают в РФ углеводороды. Все остальные европейские государства, за исключением стран Скандинавии, прочно сидят на газовом крючке. И не сорвутся с него ближайшие сто лет. Любой опрометчивый поступок приведет к перекрытию трубы, поскольку станет невозможно производить оплату. Одновременно прекратятся и торговые операции. По оценке экспертов, Москва ежегодно закупает в Европе товаров на сумму в 300 млрд. долларов. Вся эта масса продукции останется на местах, т.е. приведет к остановке предприятий из-за отсутствия сбыта. Если, конечно, они не встанут из-за отсутствия газа. Рабочих придется увольнять, что неизбежно повлечет за собой мощный социальный взрыв.
Не так давно Дмитрий Медведев, который всегда отличался безапелляционностью высказываний, на вопрос о возможном ответе России на исполнение данной угрозы сказал весьма знаковые слова: «без ограничений». В этой связи стоит обратить внимание на иностранные активы в российской экономике. По самым консервативным оценкам их стоимость составляет один триллион долларов. Только шведский концерн IKEA является собственником полутора миллионов квадратов коммерческой недвижимости. Западным инвесторам принадлежат доли в перспективных месторождениях нефти, газа, алмазов, в крупнейших нефтяных компаниях, в многочисленных промышленных предприятиях, а также акции российских бирж и т.п. Некоторые эксперты допускают, что конечная цифра может вплотную приблизиться к 4-м трлн. долларов.
В случае отключения SWIFT все зарубежные активы, скорее всего, будут незамедлительно конфискованы. Их банки не выдержат такого удара, и грянет невиданный доселе кризис. Весь западный мир рухнет в пропасть, а Россия развернется в противоположном направлении. В качестве компенсации враждебные политики получат сомнительное удовольствие лицезреть «порванную в клочья» российскую экономику.
Что касается необходимого кворума из 28-ти первых лиц ЕС для принятия такого ответственного решения, то в нынешних условиях его достичь не удастся. Греция, Кипр и Финляндия уже наотрез отказались поддерживать дальнейшую санкционную деятельность против России. Из всего этого следует, что угрозы отключения от SWIFT так и останутся в разряде очередного политического шантажа.