Советский министр культуры и «железная леди СССР» – Екатерина Алексеевна Фурцева была личностью весьма неоднозначной. Её называют уникальным явлением в отечественной истории, ведь она была единственной женщиной в высшем эшелоне советской власти. Эта дама имела огромное количество званий и регалий, была отмечена четырьмя орденами Ленина, а в неофициальных источниках ей дали весьма лестное прозвище «Екатерина ІІІ». Однако, с большим трудом взобравшись на вершину политического Олимпа, она предпочитала никогда не вспоминать о том, что же осталось у его подножия.
Согласно официальной биографии министра культуры СССР, она дважды была замужем, но оба барака сложились неудачно: один закончился разводом, а во втором она была несчастна до конца своих дней. В первом браке политик родила своего единственного ребенка – дочку Светлану. Также ей приписывали близкие отношения с Первым секретарем ЦК КПСС – Никитой Сергеевичем Хрущевым, а позже начали появляться слухи о неизвестных ранее любовниках и браках «женщины на мавзолее».
Со дня смерти Екатерины Алексеевны прошло уже почти 46 лет, но её личная жизнь по-прежнему вызывает у многих неподдельный интерес. Не так давно, благодаря сохранившимся архивным записям удалось раскрыть одну из главных тайн политика, которую она тщательно скрывала на протяжении всей своей жизни.
Тайный первый брак Екатерины Фурцевой
Будущий государственный и партийный деятель появилась на свет в городке Вышний Волочёк, в Тверской губернии, в 1910-м году, седьмого декабря, в простой рабочей семье. Отца своего она не помнила, потому как он погиб в годы Первой мировой войны. Овдовевшая мама трудилась на ткацкой фабрике, и самостоятельно растила дочь, без чьей-либо помощи. Получив среднее образование в местной школе, девушка устроилась работать на ту же ткацкую фабрику, что и её мама, и если бы не волевой характер юной Кати, то она бы так и осталась до самой старости в провинциальном городке.
Летом 1930-го года, девятнадцатилетняя Катя приехала в поселок Коренево, расположенный в курской глубинке. Именно в этом поселке и начинался трудовой путь самой знаменитой и влиятельной в СССР женщины – первой и, как впоследствии оказалось, единственной представительницы слабого пола во всемогущем Политбюро.
В Коренево она провела чуть меньше полутора лет, и именно там произошло одно из важнейших в её жизни и карьере событий – юную Екатерину приняли в партию. Хрупкую на вид девушку с железным характером вскоре назначили первым секретарем райкома комсомола. После шестнадцати месяцев работы, Фурцева покинула провинцию, отправившись сначала в Москву, а затем в Крым. Она более никогда не возвращалась в Коренево, и всеми силами попыталась навсегда вычеркнуть период жизни там из своей памяти и биографии.
Много лет спустя, кореневские краеведы, перебирая старые архивы, наткнулись на записи и документы, которые стали настоящей сенсацией, ведь они внесли коррективы в официальную биографию министра культуры СССР. Как оказалось, через год, после того, как будущий политик приехала в курскую провинцию, она сочеталась там законным браком с неким местным жителем – простым плотником. Этот союз продлился всего лишь около трех месяцев, после чего супруги развелись, и Фурцева предпочла больше никогда и нигде не упоминать о своем первом мимолетном замужестве.
Но, если ей удалось убрать какие-либо упоминания о первом браке из личных документов, то удалить их из поселкового архива она не смогла. Поэтому, через десятки лет эта информация была обнаружена и обнародована. И так, первый официальный брак восходящей звезды политического Олимпа был зарегистрирован в августе 1931-го года, и расторгнут в ноябре того же года, когда девушке было всего двадцать лет.
Только вот, обнаружившие документы краеведы, не стали раскрывать имени первого мужа «Екатерины ІІІ». Впрочем, если за это дело возьмутся официальные биографы, то, возможно, найдут в кореневских архивах другие интересные подробности ранних лет жизни советского министра культуры.
Екатерина Фурцева и Петр Битков
В качестве своего первого официального мужа сама Екатерина Алексеевна указывала летчика Петра Ивановича Биткова. Они познакомились в середине 30-х годов в Феодосии (по другим данным, в Саратове, куда Фурцеву направили по работе в комсомольский политотдел авиационного техникума). Молодые люди довольно быстро нашли массу общих тем для разговоров, и сами не заметили, как их непринужденное дружеское общение постепенно переросло в роман. На некоторое время Фурцева даже забросила свою активную партийную деятельность, и отправилась в Ленинград на лётные курсы, только бы быть рядом со своим возлюбленным.
Мама Екатерины не одобряла выбор своей дочери, но, вопреки протестам родительницы, пара узаконила свои отношения. Вскоре Петра Ивановича направили на работу в Москву, и молодая супруга последовала за ним. В 1941-м году, когда грянула Великая отечественная война, Битков практически сразу ушел на фронт, а Фурцева, которая к тому времени уже ждала ребенка, была отправлена в Куйбышев, в эвакуацию.
В 1942-м году Екатерина Алексеевна родила своего единственного ребенка – дочку Светлану, но вскоре после этого радостного события, её брак распался. По одной из версий, её супруг, возвратившись с фронта, сообщил жене, что он встретил другую женщину, и уходит к ней.
Гораздо позже появилась совершенно иная версия, согласно которой Светлана не являлась дочерью Биткова, а её биологическим отцом был любовник Фурцевой. Якобы, когда супруг узнал об этом, то ушел из семьи, предварительно договорившись с женой о сокрытии данной информации. Воспитанием ребенка занималась преимущественно бабушка – Матрёна Николаевна, а вот с новым избранником матери Светлана так и не сумела найти общий язык.
В качестве еще одного любовника Фурцевой называют секретаря Фрунзенского райкома, по имени Петр Богуславский. Он покровительствовал привлекательной женщине, помогал продвигаться по службе, однако, разводиться с супругой, пожертвовав собственной карьерой, Богуславский так и не пожелал. Их отношения прекратились после того, как покровителя сняли с занимаемой высокой должности.
Екатерина Фурцева и Николай Фирюбин
Изменения происходили не только в личной жизни женщины, но и в её карьере, которая стремительно шла в гору. Третьим супругом Екатерины Алексеевны (вторым, согласно официальной биографии) стал советский дипломат и государственный деятель – Николай Павлович Фирюбин. Для мужчины этот брак тоже стал вторым. У него к тому времени уже подрастали дочка Маргарита и сын Николай, рожденные в предыдущих отношениях. По некоторым данным, именно ради Фурцевой он и оставил жену с двумя наследниками.
По воспоминаниям дочери, Николай Павлович, начиная отношения с Фурцевой, руководствовался исключительно корыстными мотивами. Он знал о расположении к ней самого Хрущева, а посему ожидал продвижения по карьерной лестнице, и не прогадал. Вскоре мужчину назначили заместителем министра иностранных дел СССР.
Совместных наследников в этом браке не появилось, да и с падчерицей Светланой, как мы уже отметили, Фирюбин поладить так и не смог. Со временем отношения между супругами охладели, а потом окончательно разладились, в их доме начались постоянные скандалы, а в последние годы совместной жизни Николай Павлович, и вовсе, не упускал возможности побольнее задеть и унизить жену.
Многие уверены, что проблемы на работе, помноженные на семейные конфликты и неурядицы, ускорили уход Екатерины Алексеевны из жизни. Длительное время женщина пребывала в глубокой депрессии, и даже предприняла неудачную попытку свести счеты с жизнью. После этого она стала жаловаться на боли в сердце, а также мучительные мигрени, а в 1974-м году, 24-го октября, в возрасте 63-х лет «Екатерины ІІІ» не стало.
Её тело глубокой ночью обнаружил супруг, вернувшийся домой от любовницы. Своих похождений он даже не скрывал, а всего через месяц после похорон, Фирюбин женился в третий раз. Его избранницей стала Клеопатра Гоголева — вдова Александра Васильевича Гоголева, занимавшего пост секретаря Московского обкома КПСС. К слову, третья супруга была гораздо моложе него.
Екатерина Фурцева и Никита Хрущев
После окончания Великой отечественной войны Фурцева поступила на работу в столичный Фрузненский горком партии, где вскоре познакомилась с Никитой Сергеевичем Хрущевым. По свидетельствам современников, между ними вспыхнул бурный, но непродолжительный роман, который парочка тщательно старалась скрывать от окружающих. Впрочем, согласно другой версии, Фурцева была влюблена безответно. После назначения Никиты Сергеевича первым секретарем горкома, Екатерина Алексеевна стала вторым секретарем, они были единой командой, с общей целью – создание нового плана развития Москвы, да и всей страны в целом.
Как бы там ни было, а «Екатерина ІІІ» сыграла важнейшую роль в жизни и судьбе Хрущева. Так, в 1957-м году сформировалась группа соратников по партии, руководимая троицей Каганович–Молотов–Маленков, которая организовала заговор с целью смещения неугодного Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Но его в тот раз спасла Фурцева, которая занимала пост первого секретаря Московского горкома, а также была кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС.
Екатерина Алексеевна весьма оперативно, в течение всего нескольких часов, сумела собрать в Кремле всех тех, кто поддерживал Хрущева, в результате чего заговор потерпел крах. После таких самоотверженных и решительных действий она все-таки стала членом Политбюро. В то время слухи об их близких отношениях с Никитой Сергеевичем муссировались особенно активно. На посту министра культуры СССР, который заняла Фурцева, когда вышла из состава Политбюро, она оставалась столь же влиятельной и независимой, какой была на высоких партийных должностях.
Екатерина Алексеевна одевалась в модных домах Европы, регулярно занималась теннисом, а в середине 60-х годов даже решилась на омолаживающую пластическую операцию. Эта женщина, что называется, сделала себя сама: она была не только умной и целеустремленной, но и весьма привлекательной. По работе Фурцева нередко бывала в заграничных командировках, знакомилась и даже водила дружбу со многими знаменитостями того времени.
Добавим, что культурная жизнь Советского Союза под ее руководством заметно преобразилась. В столице проводились недели итальянского и французского кино, а также открылись выставки французских импрессионистов. Кроме этого, по инициативе министра культуры было выстроено новое здание балетного училища, а еще новый МХАТ, здание цирка на проспекте Вернадского и детский музыкальный театр под управлением Натальи Сац. Умерла Фурцева, как сама того и хотела, в должности министра культуры Советского Союза, которую не желала оставлять.