НАБУ, ГБР, САП, НАПК, ЦПК — так кто же, все же борется с коррупцией в Украине?

Борьба с коррупцией – это одно из условий Европы практически ко всем пунктам возможно сотрудничества с Украиной. Хотите кредит МВФ – боритесь с коррупцией, хотите «безвиз» – опять же, боритесь с коррумпированными чиновниками.

В своем рвении показать Европе, как активно Украина взялась за этот сложный и важный процесс, президент П. Порошенко со своими единомышленниками наплодил тьму-тьмущую разнообразных антикоррупционных органов. Кто и за что отвечает понять сложно.

Самым упоминаемым в СМИ сегодня является название ГБР  (Государственного бюро расследований). Заговорили о нем в связи с возбуждением дел против бывшего президента Украины Петра Порошенко и в связи с попыткой сторонников Порошенко этот ГБР захватить. Напомним, что имя Петра Порошенко фигурирует в 8 уголовных делах, открытых Госдураственным бюро расследований.

Хотя Бюро существует уже несколько лет, настоящий интерес общественности оно вызвало только в связи возможностью привлечения к ответственности бывшего президента. А именно, в связи с расследованием коррупционных схем, в которых задействован экс-президент и в связи с его возможным участием в военных преступлениях.

Как известно, расследованиями коррупционных преступлений также занимается Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) и Национальное агентство про предотвращению коррупции (НАПК).

Итого, в стране насчитывается аж 4 специализированных органа, задача которых выявлять и пресекать коррупцию на всех уровнях. В придачу к ним существует еще общественная организация, задачей которой также является противодействие коррупции.

Фото:dpchas.com.ua

Государственное бюро расследований

Звучит почти как Федеральное бюро расследований и по идее создателей этого органа, задачи у него должны были стоять тоже как у ФБР.

Этот весьма любопытный орган создавался весьма проблематично и с проволочками. Хотя о необходимости его создания впервые заговорили еще во времена принятия той самой скандальной Конституции Украины (которую, как помнится, приняли за ночь). Но закон о создании Государственного бюро расследований был принят только в 2015 году и в начале 2016 его подписал президент Порошенко. 29 февраля 2016 Постановлением Кабинета министров Бюро все-таки было создано. После чего началось проведение конкурса на должность главы организации, который проводился долго и не очень прозрачно. И только 27 ноября 2018 Государственное бюро расследований (согласно официальной информации) начало осуществлять деятельность «с целью предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, отнесенных к его компетенции».

А к его компетенции относятся правонарушения, совершенные высшими должностными лицами (включая Президента, Премьера, Глав НАБУ, САП, СНБО, а также Генпрокурора и прочих других глав). Также ГБР расследует коррупционные преступления, совершенные другими должностными лицами, преступления, связанные с терроризмом и военные преступления.

Таким образом, сфера подследственности ГБР шире, чем просто коррупция. Кроме того, ГБР может расследовать преступления должностных лиц других антикоррупционных органов.

Однако, при всей широте полномочий, подчиняется ГБР непосредственно Генеральному прокурору. Как при этом предполагается, что ГБР может расследовать преступления генерального прокурора – не понятно.

Фото:storage1b.censor.net

Национальное антикоррупционное бюро

Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) создано президентом Украины Петром Порошенко 16 апреля 2015 года. Как говорится в официальных источниках, задачей НАБУ является «противодействие криминальным коррупционным правонарушением, совершенным высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, и представляющим угрозу национальной безопасности».  Т.е., фактически НАБУ должно делать то же самое, что и ГБР.

Чем отличаются эти две структуры – сказать сложно. И зачем нужно было их создавать Петру Порошенко и его соратникам в Раде, да еще и практически одновременно? Очевидно, на этот вопрос не имеет ответа и сам Порошенко, т.к. ему принадлежит идея объединения НАБУ и ГБР (превращение НАБУ в одно из подразделений ГБР).

Фото:storage1a.censor.net

Специализированная антикоррупционання прокуратура

Создана Указом генерального прокурора В. Шокина в сентябре 2015 года.

Как видим, как и две предыдущие структуры она создана во времена П. Порошенко, в 2015 году. Но этот орган создавался по настоянию ЕС, что было одним из условий либерализации визового режима.

Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) является одним из подразделений Генеральной прокуратуры и, понятно, подчиняется Генеральному прокурору непосредственно. Глава САП является по должности заместителем Генерального прокурора.

Задача САП – «осуществляет надзор за выполнением законов при проведении НАБУ оперативно-розыскной деятельности и досудебного расследования». Т.е. САП должна следить, чтобы в НАБУ все делали законно.

Насколько эффективен этот орган по факту сказать трудно. Но общественная организация Центр противодействия коррупции во главе с г-ном Шабуниным обвиняла САП в том, что из-за них было проиграно дело по Запорожскому титано-магниевому комбинату. Также Центр противодействия коррупции обвинил САП в «сливе» как минимум 6 дел.

Фото:rian.com.ua

Национального агентства по предотвращению коррупции

Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) – правительственный орган, созданный с целью формирования и реализации антикоррупционной политики, а также создания «благоприятных условий для предотвращения коррупции». Как отмечают представители евросообщества, «это один из 3 антикоррупционных столпов, созданных после Евромайдана ».

Очень интересной звучит задача НАПК – разрабатывать правила,  которые помогают предотвратить коррупцию и обеспечить соблюдение этих правил. В отличие от НАБУ, не является правоохранительным органом. Как повсеместно отмечается, задача НАПК – превенция коррупции.

Фото:vesti-ua.net

Центр противодействия коррупции

Это общественная организация, созданная полностью на американские гранты. Глава организации – В. Шабунин.

Прославиться ЦПК успел «делом рюкзаков», оспаривая закрытие уголовного дела против сына Авакова а также длительными тяжбами с СБУ, требуя от сотрудников Службы опубликовать свои декларации.

Против ЦПК в свою очередь дважды возбуждались дела, оба были закрыты.

Таким образом, с коррупцией борется 4 государственных органа и 1 грантовый (не считая всякие другие общественные объединения неравнодушных граждан).

П. Порошенко Фото:static.nahnews.org

Насколько эффективна их работа? Судя по тем обвинениям, которые сегодня выдвигаются против П. Порошенко, противодействовать реализации преступных схем все эти органы не смогли. Смогут ли они теперь наказать виновных? Это стало бы прецедентом. Но что-то слабо верится.