Обама – второй Рузвельт?
Именно так заговорили о Бараке Обаме, когда он стал Президентом США.
Избрание непохожего на других политика, публичного, открытого, с многообещающими планами воспринималось как дуновение свежего ветра.
После во всех отношениях неудачного правления Буша-младшего, основным избирательным посылом политика было «Обама – не Буш». И именно на этом тезисе он приобрел популярность и нужные ему голоса.
Его заявления о необходимости развития дипломатии, распиаренная в СМИ «перезагрузка» отношений с Россией заставила говорить экспертов о новом президенте как о втором Рузвельте.
Почему Рузвельт?
Франклин Делано Рузвельт — один из величайших президентов. Именно он первый озвучил тезис, что для расширения мирового господства Америке необходима не демонстрация военной мощи, а развитие дипломатических отношений и экономического сотрудничества.
Одной из смелых внешнеполитических инициатив Рузвельта явилось дипломатическое признание СССР осенью 1933 года. Именно Рузвельт стал инициатором нормализации отношений со государствами Латинской Америки и провозглашения политики «доброго соседа».
Именно Рузвельт, не скрывая, заявлял, что Вторая мировая война, в которую оказалась втянута практически вся Европа – отличное время для США, чтобы поменять расстановку сил в мире и занять позиции мирового лидера. Вместе с тем именно Рузвельт настоял на открытии Второго фронта и принимал активно участие в установлении мира в Европе.
Стал ли Обама вторым Рузвельтом, как ему прочили в начале президентской карьеры?
Проблемы роста
Напомним, что придя к власти Обама заявил о «новом курсе», что, собственно, и вызвало ассоциации с Рузвельтом, чей «новый курс» привел к тому, что Америка вышла из стремительного экономического пике и по-новому стала строить свою внешнюю политику.
И Обама начал производить впечатление. В первый срок он успел пересмотреть политику на Ближнем и Среднем Востоке. Также себе в активы он записал уничтожение Бен Ладана и «перезагрузку» отношений с Россией.
Одним из основных посылов Обамы в отношении внешней политики была критика войны в Ираке. Барак Обама называл ее ошибкой президента Буша и настаивал на выводе войск из страны, в то же время делая акцент на том, что «центром борьбы с терроризмом» должен стать Афганистан.
В целом, первый срок президента не отметился ничем значительным и вызвал разочарование избирателей. Его политика в основном складывалась из критики и отрицания всего, что успел сделать на этом поприще нелюбимый страной Буш-младший. И единственное, что стало действительно примечательным – это получение Обамой Нобелевской премии мира еще на страте своего президентства.
Время собирать камни
Выборы Обамы на второй срок объясняются, скорее, не его успехом, а невнятной предвыборной политикой конкурентов. Зная политическое устройство в США, можно утверждать, что второй срок становится «звездным часом» для президента. В первое «пришествие» его сдерживает команда и обязательства перед рядом сил и лиц, в том числе спонсоров избирательной кампании. Во второй же срок руки по формированию управляемой команды развязаны (или почти развязаны), что дает возможность руководителю страны в большей мере принимать самостоятельные решения и выстраивать политику в соответствии со своими представлениями и убеждениями.
Потому, когда Барак Обама стал президентом снова, от него уже ждали политической зрелости и решительных действий. Но внешнеполитическая ситуация только усугубилась.
На сегодня внешнеполитический курс Обамы можно охарактеризовать как неудачу «по всем фронтам».
Что мы имеем сегодня?
Ирак
Во время предвыборной кампании Обама обещал, что война в Ираке прекратится уже до конца 2009 года, однако придя к власти он стал говорить на эту тему осторожней и, не сумев завершить военные действия до конца года заявил, что на проведение операции потребуется еще 18 месяцев. 15 декабря 2011 года США спустили флаг Вооруженных сил США над столицей Афганистана, что стало символом завершения военной кампании в стране.
Но напряженность в Ираке только возросла. Иракские повстанцы продолжили вооруженную борьбу против благословленного Штатами иракского правительства, уилился конфликт между религиозными группами. После вывода американских вооруженных сил насилие в ираке только возросло.
Вместо того чтобы сотрудничать с суннитами, их лидеров неосмотрительно свергли. В результате армия оказалась деморализованной и неспособной противостоять новым угрозам. Обученные США подразделения неизменно терпели поражения и просто разбегались, оставляя завезенное США вооружение боевикам ИГ, которые развивают наступление.
Летом минувшего года США опять начали наносить точечные авиационные удары по Ираку.
Сегодня Ирак – форпост Исламского Государства (ИГ). В этой связи в США (и не только) говорят, что выход из Ирака был ошибкой Обамы.
Афганистан
Декларируя сворачивание военной активности в Ираке, в течение 2009 года администрация Обамы усиливала американский военный контингент в Афганистане дважды.
В итоге, за полтора года президентства Обамы в Афганистане погибло столько же солдат, сколько за два срока предыдущих президентов.
Американский контингент в Афганистане продолжал наращиваться и в дальнейшем и достиг численности в 100 тыс, что практически равняется численности советского контингента на самом пике боевых действий в этой стране.
С 2011 года начался постепенный вывод военного контингента США из Афганистана, который планировалось завершить к концу 2014 года, что и произошло.
Но сейчас снова звучат призывы расширить военное присутствие в Афганистане в связи с растущей угрозой со стороны все расширяющегося влияния ИГ.
Иран
С Ираном США ведет политику мягкого сдерживания. Иными словами, Обама пытается договориться с новым президентом Ирана. Ослабление санкций привело к тому, что «режим мулл» усилил влияние на шиитскую оппозицию в Ираке.
Угроза экономических санкций и военного вторжения США не производит на власти Ирана особого впечатления, т.к. они отлично понимают, что наличие в стране ядерного оружия коренным образом меняет риторику переговорного процесса.
Тем более, что воевать с Ираном Обама не собирается. Для него иранская ядерная бомба угрозы не представляет.
А вот Израиль из-за этого серьезно нервничает.
Израиль
Для Израиля Иран представляет реальную угрозу. И власти Израиля отлично понимают, что в случае прямого конфликта Иерусалима и Тегерана, США в стороне не останутся и вынуждены будут встать на одну из сторон. На чью?
Напомним, что в последние годы, за время правления Обамы, отношения США и Израиля существенно ухудшились. Посредничество США в палестино-израильском конфликте не принесло пользы ни одной из сторон. Но создание Палестинского государства – «идея фикс» президента Обамы, ради которой он готов шантажировать Израиль по всем направлениям.
Испорченные отношения с Израилем – на лицо. В минувшем году именитый чиновник из администрации Обамы позволил себе некорректные высказывания в адрес израильского лидера Биньямина Нетаньяху.
А совсем недавно сам Обама отказался встречаться с Нетаньяху, который выступал перед конгрессом с речью, осуждающей политику США в отношении Ирана. К слову, Нетаньяху тоже в выражениях не скупился.
Саудовская Аравия
Саудиты тоже весьма недовольны демонстративным и широкомасштабным улучшением отношений США и Ирана.
Между СА и Ираном давно ведется жесткая конкурентная борьба за региональное лидерство. Поддержка Ирана со стороны США вызывает недоверие к американцам и явное недовольство аравийцев. Особенно, в то время, когда президент Ирана не стесняясь заявляет, что Эр-Рияд может поплатиться за свою политику на нефтяном рынке. Усугубляется ситуация тем, что хауситы, захватившие столицу Йемена, получают возможность угрожать Восточной провинции СА, которая является, по сути, нефтяной жилой королевства.
В этих условиях Саудовская Аравия стремится улучшить отношения с теми партнерами, которые у нее уже есть, и ищет новых.
Неудача «арабской весны»
Волна демонстраций и путчей, которая охватила арабский мир в 2010 году и продлилась несколько лет, не принесла Америке ожидаемых результатов – диктатура «западной демократии» в регионе не установилась.
Революции привели к тому, что были свергнуты главы 4 государств. Тунисский президент Зин эль-Абидин Бен Али сбежал в Саудовскую Аравию. В Египте президент Хосни Мубарак вынуждено подал в отставку, печально завершив 30 лет своего правления. Ливийский лидер Муаммар Каддафи был свергнут и зверски убит. Президент Йемена Али Абдалла Салех тоже оставил свой пост. Некоторые другие лидеры заявили о своем намерении уйти с постов по окончании сроков.
Особо остановимся на Сирии. На 4 февраля 2011 года в Сирии группой активистов в сети Facebook планировался «День гнева», аналогичный египетскому. Но Асад заявил, что стране ничего не угрожает. И ошибся. С марта 2011 года в Сирии идет непрекращающаяся война.
Широко высказывается мнение, что без подпитки извне, она бы уже закончилась. Но в Сирии пересекается слишком много интересов, чтобы оставить ситуацию на самотек.
На сегодня в Сирии убито и изувечено 160 тыс. человек, в числе которых женщины и дети.
Обама так и не допустил военного вмешательства в Сирию, вызывая неудовольствие у своих недавних партнеров. Свержение режима Асада в Сирии остается приоритетом для Турции, Катара и, конечно, Саудовской Аравии.
Но Америка заявляет, что без необходимой ей сейчас поддержки ООН, она не готова к реализации ожидаемого многими военного сценария. Хотя, возможно ситуация изменится после того, как будет исчерпан переговорный лимит с Россией.
Россия
Обама так и не смог осуществить перезагрузку отношений Россия-США, как не смог и взять наладить отношения с Азией. Противоборствующий политический лагерь в США утверждает, что Обама просто не приложил достаточно усилий для того, чтобы найти взаимопонимание с Путиным. Другие же считают, что президент проводит не достаточно жесткую политику в отношении России.
Но, как бы то ни было, этот пункт можно отнести к еще одному проигрышу Обамы.
И другие…
Эксперты считают, что кроме невразумительной внешнеполитической позиции, у Обамы есть еще одна беда — он так и не смог установить личные контакты с большинством мировых лидеров. Представители администрации Обамы говорят, что «некоторое время» у него были довольно продуктивные отношения с президентом Турции Эрдоганом. Как оказалось, довольно не на долго. В свое время хорошие отношения были у Барака Обамы и с президентом Египта Мубараком. Все помнят, чем это закончилось.
В 2013 году Обама изо всех сил стремился наладить отношения с лидером Китая Си Цзиньпином, однако в США «позже признали, что усилия наладить дружбу во многом провалились», как сообщает NYT.
Даже в историческом тандеме Великобритания-США отношения ограничиваются деловой сферой, без особой симпатии. Что же касается европейских лидеров, находящихся в сфере влияния США, то вспомним не так давно нашумевший скандал со слежкой американских спецслужб, что уровень доверия не повысило.
Но что стало решающим в потере имиджа Обамой – заигрывание с исламистами. Невнятная позиция во время «арабской весны», которая многими была расценена как предательство бывших союзников и нарушение договоренностей с бывшими противниками, только подлили масла в огонь.
Как высказался известный политолог Эндрю Басевич: «Все эти поражения четко характеризуют эру Обамы, как и его пресную, бессодержательную внешнюю политику. Труд высокопоставленных людей редко сопровождается таким количеством провалов, как труд Обамы — его результаты ничтожны. Нобелевский комитет, наверное, хотел бы забрать у Обамы премию мира».
И если в свое время нынешний президент США шел на выборы с лозунгом «Обама – не Буш», то сегодня с полной уверенностью можно сказать: «Обама – не Рузвельт».