В начале XX века, когда слова «авианосец» ещё не существовало, авианесущие военные суда называли «авиаматками». Согласитесь, не очень мужественное название для военного корабля. И первый русский авианосец получил название «Орлица», в честь государственного символа, но в женском роде. Хотя, возможно, причина была другой: авианесущий крейсер «Орлица» — это переделанный грузо-пассажирский пароход «Императрица Александра». Учитывая, что корабль был спущен на воду в разгар Первой мировой войны, в 1915 году, можно усмотреть в таком названии патриотический мотив: «орлица-императрица»….
А ещё раньше, с 1903 года, этот пароход назывался «Вологда», он был построен в Англии, в городе Ньюкасле, британской компанией Vickers-Armstrongs, и плавал из Санкт-Петербурга в Лондон. После серии перепродаж очередной владелец корабля, видимо, тоже из патриотических побуждений, переименовал его в «Императрицу Александру», в честь супруги монарха Александры Фёдоровны, и продал военному ведомству.
Строго говоря, «Орлица» — не авианосец в современном понимании этого слова, а гидроавианосец. Самолёты взлетали в воздух не с палубы корабля, а с поверхности воды, это были гидропланы. Задача гидроавианосца — доставить гидроплан в район боевых действий. Для подъёма воздушных судов на палубу и спуска на воду «Орлицу» оснастили мощными электрическими лебёдками. На палубе размещалось до четырёх гидропланов, во время войны они успешно вели разведку, бомбардировку береговых объектов и корректировку артиллерийского огня. А 17 июля 1916 года самолёты с «Орлицы» участвовали в настоящем воздушном сражении с немецкими гидропланами и сбили два из них, не потеряв ни одного своего. Эта дата с 1998 года объявлена праздничной, Днём морской авиации РФ.
До самого окончания войны «Орлица» оставалась единственным авианесущим судном на Балтийском флоте. В 1917 году, в виду изменившейся политической ситуации, была ещё раз переименована, на этот раз в «Совет». В 1930 году «Совет» отправился на Дальний Восток, где в составе Тихоокеанского флота числился аж до 1964 года. Воевать первому российскому авианосцу больше не довелось.
Владимир Царан.