Муза тоже женщина, её выбор иногда бывает удачным, иногда — не очень. Мы расскажем здесь о трёх музах, наших соотечественницах, чей выбор был, что называется, «попаданием в десятку». Они вдохновляли величайших европейских художников ХХ века. Что касается чисто женской судьбы, то здесь всё по-разному….
Ольга из Нежина
Ольга Хохлова сама была человеком искусства, и довольно успешным. Уроженка Черниговской губернии, Ольга обучалась искусству танца в частной балетной школе в Санкт-Петербурге, с 1916 года участвовала в знаменитых парижских «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Здесь, на премьере авангардистского балета «Парад», Ольга Хохлова и встретила Пабло Пикассо, в ту пору уже знаменитого художника, оформлявшего декорации балетного спектакля. В 1918 году 37-летний художник и 27-летняя балерина официально вступили в брак и даже обвенчались в православном храме. Ольга Хохлова стала «мадам Пикассо», эту фамилию она носила до самой своей смерти в 1950 году.
Фактически этот брак распался в 1935 году, хотя никогда не был расторгнут. У Пикассо стали появляться другие музы — француженки, испанки. А Ольга Хохлова-Пикассо, оставившая, по настоянию мужа, балет и родившая ему сына, стала для художника «музой по переписке».
Гала из Казани
Сальвадор Дали — художник фантасмагорический, малопонятный и при этом признанный гений. Сответствующими были его отношения с Галей, женщиной, сопровождавшей художника почти всю его долгую и невероятно яркую жизнь. Елена Дьяконова (Гала, или Галя — домашнее имя) родилась в Казани, росла без отца, отчим отправил её в Швейцарию лечиться от туберкулёза.
Любовницей, а впоследствии и женой Дали она стала, успев побывать «в музах» и у художника Максимилиана Эрнста, и у поэта Поля Элюара. Гала была на 10 лет старше Сальвадора Дали, встретила его в 1929 году в какой-то богемной компании, 25-летним, мало кому известным и жутко закомплексованным девственником. И вдохновляла до самой своей смерти, была его финансовым менеджером и рекламным агентом. После ее смерти в 1982 году Сальвадор Дали впал в глубочайшую депрессию, не мог рисовать, тем не менее пережил свою музу на семь лет.
Лидия из Томска
Лидия Делекторская познакомилась с Анри Матиссом, когда прославленному художнику было уже 63 года, и он находился в сложном положении: тяжело болела его жена. А Матисс в это время работал над гигантским панно «Танец». Лидия Делекторская тоже находилась в сложной ситуации, но по другой причине: у 22-летней русской эмигрантки, не было ни денег, ни работы. И она позвонила в мастерскую художника в Ницце по объявлению, приглашавшему на работу ассистента.
Случайный заработок обернулся отношениями на долгих 22 года, до кончины маэстро. Причём, как утверждала сама Лидия Делекторская, они с маэстро не были ни супругами, ни любовниками. Она была истинной музой: вдохновительницей и помощницей. И любимой моделью: Матисс изобразил Лидию на огромном количестве картин, рисунков и эскизов.
Владимир Царан