В полдень 19 декабря официальный представитель Белого Дома заявил, что в администрации приняли решение о полном выводе американского военного контингента с территории Сирии. Точная дата начала эвакуации не называлась, но предполагается, что сам процесс займет два-три месяца или немногим больше. Несколькими днями ранее Дональд Трамп, как обычно, оставил сообщение в Твиттере, которое можно перевести следующим образом: «Мы уничтожили ИГИЛ(запрещена в РФ) в Сирии, поэтому нам там больше него делать».
Реакция на это неожиданное заявление последовала незамедлительно. Глава Пентагона заявил о своем несогласии с подобным решением и подал в отставку. В Брюсселе сожалеют, а в Москве сказали – давайте подождем реального перехода от слов к делу.
Почему решение об уходе из Сирии принято именно сейчас? Простого ответа на этот вопрос нет. Ближний Восток представляет собой сложный узел противоречий, в который завязаны не только экономические, политические и религиозные проблемы во взаимоотношениях стран региона, но и личные амбиции отдельных лидеров. Собственно по этой причине, каждое событие имеет множество граней. Мы рассмотрим лишь основные
США действительно победили ИГИЛ(запрещена в РФ)
Дональд Трамп не врет и не преувеличивает – Соединенные Штаты действительно победили террористов Исламского Государства, которых до того, на протяжении многих лет, сами, неформально, обучали и снабжали вооружением. Точнее, это было при администрации Барака Обамы. После его ухода, в Белый Дом заехали люди с прямо противоположными интересами и приоритетами.
Силы, стоявшие за спиной Обамы, на Ближнем Востоке лоббировали интересы Катара, который мечтал о значительном усилении своей роли в регионе. Конечная цель была просто неприличной – малюсенькое государство с численностью населения равному среднему областному центру решило диктовать свою волю всем своим далеким и близким соседям. С этой целью оно начало финансирование таких террористических группировок, как Аль-Джазира, Аль-Каида, ИГИЛ(запрещена в РФ) и ХАМАС, а их военным обеспечением занимались США.
Среди новых экономических интересов Катара появился газопровод в Европу, который должен был пройти по территории Сирии. Руководство этой страны было против, поэтому получило войну. Армия не смогла противостоять хорошо обученным и экипированным наемникам, руки которых практически сжали горло сирийскому лидеру Башару Асаду. На последнем издыхании тот догадался позвать на помощь Россию, которая не отказала.
Интерес Москвы состоит не только в защите своего традиционного европейского рынка сбыта углеводородов. В равной мере ее интересовала военно-морская база в Тартусе – единственная на Средиземноморье. Без подобного объекта черноморский флот фактически становился внутренним, а Россия получала существенную угрозу своей стратегической безопасности. Корабли вероятного противника могли беспрепятственно наносить отсюда ракетные удары по объектам на ее территории. С учетом небольшого подлетного времени опасность является явной и весьма серьезной. Для ее ликвидации пришлось бы потратить намного больше денег, чем на антитеррористическую операцию в Сирии.
Катар, в ответ, начал открыто финансировать различные шиитские организации, которые, как известно, являются непримиримыми религиозными противниками суннитов. Вдаваться вглубь этого религиозного конфликта не будем, поскольку запутаемся. Достаточно сказать, что основной религией Саудовской Аравии является ваххабизм – одно из направлений суннитского ислама. Поэтому подобные действие соседа доставляли монархии множество неприятностей. Она «скрежетала зубами», но терпела, поскольку на территории Катар находится самая крупная военная база США на Аравийском полуострове, которая насчитывает порядка 10тыс. военнослужащих.
Настал день и Трамп, а вместе с ним и лоббисты саудовских интересов. Из-за океана дали отмашку и Эр-Рияд моментально перекрыл Дохе «кислород». Более того, в Вашингтоне намекнули на возможность смены власти в стране.
В Катаре нет ничего, кроме огромных месторождений углеводородов и денег. Все остальное – импорт. Армии, как таковой, не существует. Чтобы захватить этот маленький клочок суши достаточно двух батальонов пехоты на бронетранспортерах. Ни танки, не самолеты не нужны – это лишнее.
Когда сухопутная граница закрылась, и поставки из соседних стран прекратились, продовольствие и товары первой необходимости пришлось завозить морем, что долго и нерегулярно. Если очень хочется кушать и пить, то о некоторых амбициозных планах приходится на время забыть.
Собственно, это и произошло. Доха отказалась от продолжения финансирования целого ряда своих проектов, самым главным из которых можно считать ИГИЛ(запрещена в РФ). Это дает Дональду Трампу полное право заявлять об американской победе над терроризмом в Сирии. Он «сохраняет лицо» и одновременно выполняет свое предвыборное обещание, то есть, «президент не дает пустых обещаний – он их выполняет». Хороший лозунг для новой президентской кампании.
Почему он сделал это заявление именно сейчас, когда о потере влияния США на Ближнем Востоке стало понятно давно? — Это подарок к Рождеству. Он обязательно запомнится. А чем могут ответить его оппоненты их окружения Хилари Клинтон? — Пока ничем.
Большая сделка по Сирии
Как вы уже знаете, одностороннее описание событий на Ближнем Востоке является неверным и слишком примитивным. Уход американцев – это, вероятно, лишь первый и самый очевидный ход в сложной многоходовой игре.
Дело в том, что ранее из Тель-Авива прошла инсайдерская информация о подготовке «Большой сделки по Сирии», в заключении которой заинтересован, прежде всего, Израиль. Помимо него, еще Иран, Турция, Саудовская Аравия и Сирия. В качестве гарантов выступают Россия и Соединенные Штаты. Каждая из заинтересованных сторон преследует свои интересы, но готова пойти на уступки. В результате должны достигнуть ситуационного компромисса, который приведет к миру и стабильности в регионе.
«Ситуационным» он называется потому, что между участниками сделки существуют непримиримые разногласия. Официальная политика Ирана, например, направлена на полное уничтожение Израиля. Но сегодня никто воевать не хочет, либо не имеет экономических возможностей для полноценных военных действий. Поэтому нужно как-то договариваться.
Достоверные подробности соглашения, естественно, неизвестны, но инсайдер обрисовал контуры, которые с высокой вероятностью позволяют сделать следующие выводы по его возможным итогам. Саудовская Аравия «прижала» Катар, который прекратил финансирование ИГ(запрещена в РФ), что позволило администрации США получить свои дивиденды и красиво выйти из игры. Взамен она должна ослабить санкционное давление на Иран, который получит возможность торговать сырой нефтью.
В свою очередь Тегеран обязуется придерживаться согласованной торговой политики и не выбрасывать на рынок «черное золото» по демпинговым ценам. В этом крайне заинтересован Эр-Рияд, у которого бюджет почти на 100% зависит от нефтяных котировок, причем цены ниже 90 долларов за баррель не приносят прибыли и фактически являются убыточными.
Похожие проблемы испытывает Вашингтон. Добыча сланцевого газа, который он сегодня планирует навязать всему миру, рентабельна только при дорогой нефти. В такой ситуации его стоимость на скважине равна нулю. Штаты построили несколько новых заводов по сжижению газа, поэтому стабильность нефтяного рынка им крайне важна.
В дополнение к снятию санкций Иран обязуется не обеспечивать ХАМАС вооружением и боеприпасами, а также выводит из Сирии весь военный контингент. В этом крайне заинтересован Израиль, который совсем недавно получил удар из сектора Газа в виде сотен ракет, выпущенных практически одновременно. Система противоздушной обороны «Купол» с таким объемом угроз не справилась. В результате десятки снарядов своей цели все-таки достигли.
Счастье, что они были достаточно примитивными, и большого ущерба не причинили, но Тегеран неоднократно заявлял о своем намерении построить целый завод на территории Сирии или Ливана по производству самых современных средств доставки обычных или даже ядерных зарядов. Не нужно быть предсказателем, чтобы догадаться о судьбе еврейского государства, если такой план был бы реализован. Кроме этого, Иран обязуется не финансировать и не вооружать движение Хезболла в Ливане, которое многими странами признано террористическим.
Взамен на гарантию безопасности Израиль пообещал «поговорить с нужными людьми», которые имеют влияние на принятие решений в Вашингтоне. Таким образом, круг замкнулся, но это было бы слишком просто для Ближнего Востока.
Есть еще интересы Турции, правящей партией которой являются «Братья мусульмане», а ее бессменный лидер Реджеп Тайип Эрдоган – это президент страны. «Братья мусульмане» и ХАМАС, если так можно выразиться, являются «однопартийцами». То есть антиизраильскую воинствующую оппозицию, пришедшую к власти в палестинской автономии, финансируют и вооружают сразу несколько государств, в числе которых Катар, Иран и Турция. С первыми двумя мы уже разобрались – остаются турки.
Их извечной проблемой являются воинственные курды, которые на протяжении десятилетий активно борются за создание независимого государства Курдистан и с регулярной периодичностью устраивают турецкому правительству «веселую жизнь». Они изначально поддерживали США и Катар в их стремлении «свалить» Башара Асада взамен на государственность, но американцы их фактически «кинули» и гордый народ свою точку зрения изменил на прямо противоположную. Он перешел под влияние России, которая выстраивает ровные отношения со всеми партнерами.
В результате такого альянса Москве удалось договориться об автономии сирийских курдов на территории Сирии. Другими словами, они не будут поддерживать своих турецких соплеменников в их стремлении «откусить» часть соседнего государства. Более того, они приглашают их жить к себе. Если это произойдет, то Турция первый раз свободно вздохнет за последние несколько столетий.
Косвенным подтверждением высокой вероятности такого события является и завершение Южного потока, и покупка турками С-400, и их отказ от приобретения американской системы Патриот, и высокий уровень доверия российско-турецких отношений в целом. Со своей стороны Анкара также перестанет финансировать и вооружать ХАМАС и окажет Москве любую необходимую помощь в регионе.
Самый последний штрих в этом большом и непростом вопросе поставила неудавшаяся попытка ХАМАС и Фатх договориться между собой о направлении денежного потока, который по-прежнему будет поступать из Катара на поддержании нужд автономии. В результате всех вышеописанных пертурбаций было решено, что он пойдет через Израиль, который сможет контролировать целевое расходование средств.
Всё вроде логично и правильно, но мы имеем дело с непредсказуемым регионом, в котором ситуация может в одночасье измениться с точностью наоборот. Ничего заранее предсказывать нельзя. Нужно ожидать дальнейшего развития событий и оценивать их по факту свершения. Вывод американского военного контингента заявлен, но не начат. Вполне возможно, что для его начала нужно еще какое-то действие одной из заинтересованных сторон.