Эпидемия «русского гриппа»
Впервые известие о странном новом заболевании из России было напечатано в ноябрьском выпуске газетного журнала в Великобритании. Там писалось о том, что неизвестный вирус захватил Санкт-Петербург. Затем СМИ взялись за составление различных предположительных схем, которые отражали бы степень заразности заболевания, что перешло практически на все страны Европы, а затем шло в направлении Британии.
Уже после первых случаев заболевания газеты в Великобритании публиковали мрачные новости, пик которых пришёлся на начало 1892-го года, когда от «русского гриппа» погиб член королевской семьи.
Благодаря железнодорожным перевозкам и ускоренной доставке заболевание распространилось на весь мир. Это была одна из самых первых массовых эпидемий в то время, когда у СМИ уже был постоянный доступ к телеграфу. Это позволяло сообщать последние новости в настоящем времени. Пользуясь этим, пресса пыталась создать волнение в общество, которое бы поспособствовало продаже их печатных изданий.
В 1889-1894 годах распространение «русского вируса» стало первой в мире инфодемией, когда информация вгоняла людей в ужас куда больше, чем само заболевание.
Великобритания, газеты, паника
Первые известия в газетных журналах звучали так, словно заразный и опасный вирус ещё долго не сможет добраться до границ Великобритании и там люди полностью защищены.
Ноябрь, 1889
Местная газета Hartlepool Northern Daily Mail 29 ноября 1889 года одной из первых сообщила о том, что на тот момент среди жителей Питера заразилось примерно сто пятьдесят тысяч, болезнь сравнили с некоторыми лихорадками и назвали «любопытной», описали её первые симптомы.
В конце месяца пресса обратила внимание людей на то, что болезнь забирает людей разных классов. Её жертвами стали как высшие, так и низшие сословия. Тогда же поступило тревожное предупреждение о том, что вирус вышел за границы Питера и начал распространяться.
30 ноября того же года Портсмутские вечерние новости опубликовали слухи о том, что нечто подобное уже повторялось около пары десятков лет назад, но нынешнее заболевание гораздо страшнее. От него уже пострадал и рабочий класс, и великие князья, а ещё посол из Британии. Газета говорила о том, что в каждой семье есть хоть один больной человек, который способен заразить других.
Декабрь, 1889
В начале декабря того года СМИ не были довольны реакцией читателей о заразности и скорости разноса заболевания, надеясь на ажиотаж и панику. Потом уже местное газетное издание «Шэффилд Дэйли Телеграф» сделало сообщение о том, что все жители России больны этой заразой, а также подстегнули предупреждением о том, что эпидемия обязательно повлечёт за собой холеру.
Заголовок гласил: «Следующей весной Европа пострадает от холеры».
Чтобы подтвердить своё заявление и информацию газета привела в пример «показания медицинских экспертов», судя по которым волна холеры в России уже началась, а гриппом болен каждый россиянин, включая царя. Империя находилась под ударом, а её голос – сплошь чихание больных.
Подняв ставки, Шеффилд Телеграф привели в пример речь профессора Зоркани о том, что каждый из пяти периодов холеры начинался с эпидемии гриппа, которая буйствовала в тот момент.
Эти тревожные новости стали только началом, потому что уже через несколько дней СМИ разносили вести о том, что грипп перешёл на страны Европы и поражает один город за другим, затрагивая каждого жителя. Единственной утешительной для читателей новостью было то, что грипп обходил стороной детей и передавался исключительно взрослым.
Western Daily Press также опубликовала новость о том, что вспышка гриппа в России встревожила специалистов всей Европы и что все они сошлись в едином мнении — это самое опасное заболевание, которое поражает огромное количество людей за очень короткий срок. Они сослались на то, что подобного рода заболевания обязательно переходят на скот и домашних животных, а потому взывают ещё более опасные эпидемические вспышки.
Весь декабрь СМИ сообщали о том, что эпидемия близка к Британии, а врачи отвечали тем, что: «всё, что мы знаем о заболевании – мы ничего не знаем». Это действительно могло сильно встревожить жителей.
В конце декабря газеты пестрили сообщениями о смертельных случаях в Париже, а затем пришла новость о том, что эпидемия пришла в Королевство и уже уносит чьи-то жизни.
Reynold’s Newspaper продолжила череду ужасных новостей тем, что любой человек может заразиться им как Шведская королева или эрцгерцог Уильям, президент Франции и другие.
Жертвы
Новое десятилетие Европа встретила со страхом, поскольку неизвестное заболевание, появившееся всего месяц назад, поразило практически каждый дом, где люди дышали одним воздухом.
Грипп не признавал чинов и статусов, не жалел рабочих и бездельников, принцев и лордов, которые стали одними из жертв тех лет. В Англии настоящим несчастьем стала январская смерть принца Альберта Эдуарда Виктора в 1892 году. Это событие шокировало англичан и было оплакано каждым.
Власти задумались – кто будет следующим? Издания лишь нагнетали обстановку, стремясь запугать своих людей. Грипп ещё долго кругом переходил по миру. Когда последняя волна заболевания наконец отступила, было подсчитано число её жертв, которое составило более одного миллиона во всём мире.