Давайте начнем с того, что вот так вот просто взять и заявить, что жители востока Украины нам не враги, и мы объявляем мир, не получится.
Во-первых, по причине того, что на Востоке происходит вооруженный конфликт, каждый день СМИ с обеих сторон сообщают об обстрелах с вражеской стороны, и каждый день стороны обвиняют друг друга в нежелании реализовывать мирные договоренности. Также довольно остро стоит вопрос, кто есть, а кого там нет на Донбассе. С кем мы воюем и с кем, в конечном итоге, вести переговоры, чтобы они привели к результату.
Во-вторых, все время нахождения у власти П. Порошенко происходило нагнетание антироссийской истерии. А Донбасс сегодня рассматривается как подконтрольная России и пророссийская территория.
«Хто не скаче – той москаль»
Не будем утверждать, будто Россия – друг. Но факт противостояния между государствами умело использовался украинскими властями не только как удачная возможность оправдать свои экономические провалы, но и как инструмент для расправы над оппонентами. Любого, несогласного с мнением или действиями правящей верхушки немедленно обвиняли в связи с Москвой. Любой инакомыслящий – агент Москвы и пособник Путина. А Путин – сами знаете кто. И на фоне этой активной массированной истерики, даже те, кто считал политику власти во взаимоотношениях с Донбассом и Крымом неправильной, тихо помалкивали, чтобы не стать адресатом угроз со стороны «патриотов» или, что еще хуже, объектом интереса силовых структур.
Потому любые действия Украины на Донбассе подавались исключительно в героическом ключе, а жители Донбасса рассматривались только как «подлые предатели» и сепаратисты. А конечная цель «повернення Донбасу та Криму» должна быть достигнута, по мнению бывшего президента и нынешней Рады, исключительно силовыми методами – война до победного конца.
Период правления Порошенко был своего рода реваншем для правых сил. Никогда еще настроения в стране не были настолько про-националистическими, и никогда с такой степенью свободы не позволялось демонстрировать свою ненависть ко всему русскому.
Чего стоит только подписанный П. Порошенко на излете своего президентства закон о языке, который обязывает использовать государственный украинский язык не только в органах государственной власти, правоохранительных органах, школах и ВУЗах, что, в общем-то, вполне оправдано. Новый закон Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного указывает на то, что жители Украины обязаны говорить на украинском языке также в магазинах, кафе и пр, и разрешается им использовать русский только в личном общении.
Учитываются ли при этом права граждан, проживающих в русскоязычных регионах? — Вопрос риторический.
Обвиняй других, чтобы не обвинили тебя
Для П. Порошенко и предшествовавшего ему и. о. президента А. Турчинова такая политика была единственным способом защитить себя от вопросов: а как это вы, товарищи, Крым потеряли и что это у вас там на Донбассе твориться?
А еще это бы прекрасный способ отстройки от предыдущей власти. Вот видите, дескать, что натворили «папередники», к чему приводит заискивание перед русскоязычными и дружба с Москвой – Крым забрали, на Донбассе война!
При этом собственную вину в потере территорий власть вслух не обсуждала и запретила это делать другим. Более того, декларируемый переговорный процесс в Минске перешел в состояние стагнации не исключительно по вине российской стороны.
Все ли сделано правильно?
Как оказалось, и нарушения условий договора происходили не только со стороны России. И по мирному населению со стороны Украины были «прилеты». И не совсем правильно было устраивать блокаду, если власть все же собирается вернуть территории в лоно неньки-Украины.
Но как только в команде Зеленского попытались всего лишь намекнуть на это (и даже не сам Зеленский, а его новоиспеченная пресс-секретарь), «патриоты» подняли такой крик и истерику в СМИ, что начало попахивать физической расправой. И такую реакцию вызывают любые высказывания со стороны Зеленского и представителей его команды, которые хоть немного выбиваются из планомерно проводимой политики «Украина – герой, Донбасс — враги».
Тем не менее, подобные фразы со стороны новой власти периодически звучат. Но, правда, с оговорками в стиле «аля Порошенко».
Делать надо, но не сейчас
Вопрос выбора пути урегулирования конфликта на Донбассе на сегодня можно охарактеризовать так: делать это нужно, но не прямо сейчас.
Для реализации этой цели Зеленскому придется решить несколько задач.
Прежде всего, Зеленскому необходимо провести максимум своих однопартийцев в Раду и сформировать там устойчивое большинство.
Но и это тоже далеко не все. Ему понадобится идти на компромиссы и уступки тем, кто сегодня находится у власти и кто имеет серьезное политическое и социальное влияние.
Также, Зеленскому необходимо заручиться поддержкой Запада. Ибо был у нас на памяти президент с большинством в Раде, но без этой поддержки. И не самый худший, как теперь оказалось, был президент. И где он теперь?
Кроме того, Зеленскому просто необходимо иметь в обойме союзников медиамагнатов. Ибо на одном «1+1» в такой серьезной борьбе не выиграешь.
Но первые шаги в либерализации отношений Зеленский уже делает и первые результаты уже получает. О чем мы поговорим в другой статье.