Накануне встречи американского и российского лидеров в Хельсинки информированный источник сообщает, что примерно полтора года назад Дональд Трамп получил предложение от влиятельных кругов Саудовской Аравии и Израиля, касательно признания Крыма законной российской территорией и отказа от режима взаимосвязанных санкций взамен на урегулирование ближневосточного конфликта, в котором решающая роль будет принадлежать Соединенным Штатам и их президенту.
В сегодняшней внутренней политической ситуации, которая сложилась в США, ее руководству будет крайне сложно заставить себя проигнорировать данную возможность, поскольку она фактически открывает прямой путь к укреплению действующей власти и ее переизбранию на второй срок. К этому также подталкивает и то обстоятельство, что положительное решение способно существенно ослабить Европу, чего в последнее время США активно добиваются.
Почему подобное предложение стало возможным? В чем интерес Израиля и Саудовской Аравии? Согласится ли Трамп? Сейчас попробуем разобраться.
Кризис в экономике США
Вторая экономика планеты (после Китая) находится в жесточайшем кризисе, который должен достигнуть своего апогея к 2025 году. По мнению серьезных аналитиков это произойдет гораздо раньше в 2022/23 годах. Основная проблема связана с огромным государственным долгом, исчисляемым в десятках триллионах долларов. Одновременные требования кредиторов могут отбросить Штаты на сотни лет назад.
Для нивелирования ситуации нынешнее правительство сознательно идет на самоизоляцию, введя заградительные пошлины на импортные товары. Тем самым оно пытается оставить деньги в стране и санировать экономику за счет роста внутреннего производства.
Другим перспективным направлением является экспансия мирового рынка углеводородов и полное удовлетворение собственных потребностей. Из одного из самых крупных импортеров, США по щелчку пальцев превратились в серьезного экспортера, чему способствовало снятие многолетнего запрета на добычу.
Одна из уникальных особенностей геологического строения территории страны состоит в неглубоком залегании сланцев, богатых природным газом. Технология его извлечения относительно дорога, но при стоимости барреля нефти в районе $100 голубое топливо становится бесплатным, поскольку является побочной фракцией нефтедобычи. Для его доставки по всему миру американцы построили сразу несколько новых терминалов по приему сжиженного газа, но достигнуть заветной цели не могут по длинному ряду причин.
Рыночные цены на углеводороды сегодня главным образом регулируют Россия и Саудовская Аравия. Желание американцев им прекрасно известно, но терять свои рынки сбыта никому не интересно. И, тем не менее, саудиты готовы «поделиться» взамен на усиление своего влияния в регионе, а также на создание с помощью Америки местного аналога блока НАТО. В свою очередь они согласны изменить свою политику в отношении Сирии, что, несомненно, выгодно России.
Ближневосточный клубок
Клубок взаимоотношений ближневосточных государств состоит из многочисленных религиозных, экономических, внутриполитических и геополитических нитей, которые настолько запутаны, что никто не берется их развязывать. Периодически между участниками конфликта достигаются ситуационные договоренности, и пламя костра многовековой непримиримой вражды затухает, чтобы когда-нибудь разгореться вновь. Поэтому мы не будем углубляться, а кратко обрисуем ситуацию, как она есть в рамках тематики статьи.
Израиль крайне обеспокоен присутствием на сирийской территории иранских вооруженных формирований, а также военного крыла партии «Братья мусульмане», больше известного, как ХАМАС. Эти две силы некогда поставили перед собой единую стратегическую цель уничтожить еврейское государство, но между собой не связаны.
Фактически израильтяне вынуждены сегодня вести борьбу на два фронта, что, безусловно, истощает их ресурсы и существенно усложняет задачу с учетом того, что непримиримый враг находится в непосредственной близости от государственной границы. Угроза усиливается еще и тем, что из Сирии постепенно выдавливается террористическая группировка ИГИЛ, которая, как и ХАМАС, напрямую финансируется Катаром.
Чтобы вы поняли уровень запутанности ситуации, напомним, что лидером упомянутой партии «Братья мусульмане» в Турции является ее действующий президент, который совсем недавно был переизбран на очередной срок. Турки прямо и опосредованно оказывают всестороннюю поддержку и ИГИЛ, и ХАМАС.
Саудовская Аравия изначально финансировала оппозицию в целях свержения сирийского президента Башара Асада и установления подконтрольного режима, что позволило бы ей усилить свое влияние в регионе за счет ослабления связки Сирия-Иран.
Россия дружит со всеми
Приход России в Сирию, успешные действия ее ВКС, а также прагматичная внешняя политика, коренным образом изменило ситуацию в регионе и значительно подняло ее авторитет, как мировой державы. Основным игрокам стало понятно, что альтернативы Асаду нет, а Москве требуется одно – спокойствие и стабильность в стране, которые, в том числе, предполагают вывод с территории всех без исключения иностранных вооруженных формирований: американских, турецких, курдских, иранских и так далее. Именно в этом заинтересован и Израиль.
Новый наследный принц династии Саудов — Мухаммед ибн Салман, которого мы могли видеть на матче открытия мирового футбольного первенства рядом с Владимиром Путиным, считается прогрессивным человеком готовым самым серьезным образом менять политику своей страны. С российским лидером они общались весьма дружественно и открыто, что косвенно подтверждает отсутствие противоречий во взаимоотношениях между двумя государствами.
Из этого следует, что Саудовская Аравия может признать Башара Асада безальтернативным лидером Сирии, а также оказать давление на Катар с целью прекращения финансирования ИГИЛ. Взамен она получит желаемое усиление своего влияния в регионе за счет крупных инвестиций в его развитие и ослабление роли Ирана.
Без России никак
Как вы правильно понимаете, все пути сошлись на России, без участия которой разрубить этот гордиев узел противоречий не представляется возможным. Многочисленные визиты лидеров и высокопоставленных чиновников Израиля и Саудовской Аравии в российскую столицу для переговоров с Путиным лишь подтверждают стремление ближневосточных государств найти компромиссное решение, которое бы удовлетворило все заинтересованные стороны.
Задачу обеспечения стратегической безопасности в Сирии Москва практически решила самостоятельно, а ее окончательное завершение лишь дело времени. Она также решила вопрос сохранения своей стратегической военно-морской базы в Севастополе и проблему гипотетического размещения североатлантических вооружений на территории Украины. Плюс к этому, Россия диверсифицировала поставки углеводородов, что серьезно ослабило ее экономическую зависимость от европейских рынков сбыта.
В данном контексте это означает, что она согласна помочь израильтянам и саудитам в решении их задач, и готова рассмотреть все имеющиеся встречные предложения. Признание Крыма и снятие американских санкций – это веский аргумент.
Об Иране не забыли
Возможно, у читателя могло сложиться ошибочное впечатление, что при положительном решении данного вопроса выиграют все, кроме Ирана. Это не так. Совершенно незамеченным или специально оставленным за кадром осталось одно многозначительное событие, связанное с присоединением Ирана к Таможенному союзу, которое произошло на последнем саммите в Астане.
В практической плоскости оно может означать, что Тегеран обойдет американские санкции. Если в этой связи говорить о нефти, то условные иранские углеводороды пойдут на рынок таможенного союза, а российские – на экспорт. Похожим образом будет осуществляться торговля с европейскими государствами, которые проявляют к этому крайнюю заинтересованность в связи наличием огромного рынка сбыта своей продукции и торговыми спорами с заокеанским партнером.
Так, что же Трамп
Если учесть все вышеперечисленные обстоятельства, то каждая из сторон имеет реальную возможность получить желаемый результат от признания Крыма законной российской территорией. Теоретически Дональд Трамп может сделать подобное заявление, но процесс принятия официальных решений в США не такой простой, как кажется. Окончательный документ должен быть поддержан обеими палатами парламента. С другой стороны на этой волне президентская партия в ноябре может получить большинство в конгрессе, что позволит облегчить прохождение законопроектов.
Скорее всего, в заявлении для прессы, которые сделают президенты по итогам встречи, мы услышим некую обтекаемую дипломатическую формулировку, техническая сторона которой останется засекреченной.