Тема памятников в отечественной истории — непреходящая. На каждом историческом этапе на улицах, площадях и в парках не только появлялись новые стелы и монументы, что происходит и в других странах, но и регулярно сносятся памятники предыдущих эпох. При этом чем глубже перемены в стране, тем больше появляется новых памятников и исчезает старых. 1920-е годы в этом смысле самые «урожайные», поскольку с появлением ленинского «Плана монументальной пропаганды» замена старых памятников на новые была поставлена на поток, а профессия скульптора-монументалиста неожиданно стала одной из самых востребованных.
В ходе реализации ленинского плана были разрушены некоторые памятники, представляющие несомненную художественную и историческую ценность. Например, был варварски разрушен грандиозный памятник генералу Скобелеву в Москве. И было создано немало курьёзных произведений, простоявших недолго и впоследствии демонтированных. К числу таких курьёзов можно отнести открытый лично Лениным памятник Степану Разину и его «ватаге» (вместе с персидской княжной!), не простоявший на Лобном месте Красной площади и месяца. Или скульптурный портрет анархиста Михаила Бакунина, выполненный в кубистической манере. Но самая, пожалуй, скандальная «монументальная» история приключилась не в Москве, а в Екатеринбурге.
44-летний Степан Эрьзя (Нефёдов), к тому времени уже известный скульптор-модернист, весной 1920 года получил от Екатеринбургского губернского отдела народного образования заказ на изготовление скульптуры для установки на пьедестале уничтоженного памятника Александру II. Заказ был срочным, в рамках всё того же ленинского плана, и Эрьзя предложил уже готовую мраморную статую библейского Давида, находившуюся у него в мастерской. Скульптура представляла совершенно голого мускулистого юношу, со всеми анатомическими деталями. Её, в духе времени, переименовали в «Освобождённый труд» и установили на пьедестале памятника царю-освободителю.
Скандал начался сразу же. Видеть огромную статую голого мужчины в центре города, неподалёку от православного храма, жители Екатеринбурга оказались решительно не готовы. Памятник получил кличку «Ванька голый», люди на площади демонстративно плевались и отворачивались. Бросали в памятник чернильницы с чернилами. Тем не менее, памятник продолжал украшать площадь вплоть до 1926 года, когда Эрьзя уехал за границу. Постамент переделали в трибуну для руководства, и разместили на ней огромную статую Сталина. Которую тоже снесли в начале 60-х.
Владимир Царан.