Украина как никогда близка к тому, чтобы сорвать отопительный сезон в Европе и заморозить этой зимой украинцев.
Газпром 9 июля сообщил, что Украина снизила закачку газа в хранилища более чем в пять раз — до 14 млн. кубометров в сутки. При таких темпах закачки, к моменту начала отопительного сезона в хранилищах не будет необходимых 14 млрд. кубометров газа. При этом в Европе и России считают, что необходимо не 14, а 19 млрд, чтобы обеспечить транзит российского газа в Европу.
При этом руководство страну продолжает хранить завидное спокойствие. Порошенко отчитывается, что подготовка к отопительному сезону идет своим чередом, а Яценюк кормит население сказками, что через 10 лет Украина полностью обеспечит себя собственным газом.
Это здорово, но 10 лет нам придется где-то брать газ, пока мы не добудем свой.
Эксперты же не проявляют оптимизма, в отличие от политиков, и довольно критично настроены в отношении сложившейся ситуации.
Так сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич считает, что ситуация в этом году еще более тяжелая, чем была год назад.
«С одной стороны, из-за падения экономики потребление газа снизится процентов на пятнадцать, а цены на газ благодаря нефтяным низкие. Однако вряд ли и будущая зима в Украине будет такой же теплой как две предыдущие, газа в хранилищах сейчас меньше, чем в прошлом году и, наконец, у правительства просто нет денег. Поэтому покупать сейчас газ, что у Газпрома, что в Европе, не за что. Поэтому правительство пошло проверенным путем и занимается популизмом» — сказал Марунич.
Ситуацию с отсутствием средств на закупку газа усугубляет кризис неплатежей. После того, как цены на газ повысились для населения в 6 раз, украинцы просто перестали за него платить.
По данным президента украинского аналитического центра Александра Охрименко, долги за газ в стране выросли в два раза.
«При таком темпе роста уже в начале осени долги за газ, потребленный населением, могут превысить 5 млрд. (227 млн. долларов) И это только газ», — заявил эксперт.
На фоне этого внутренняя добыча газа, которой так кичится премьер, сократилась на 2% вместо обещанного роста.
«По идее, рост цен на газ должен был стимулировать газодобытчиков. Однако в прошлом году правительство подняло рентные платежи до 55% от цены продажи для частных компаний и 70% государственной «Укргаздобычи» и экономика добычи только ухудшилась. Как результат, у госкомпании, которая обеспечивает 74% внутренней добычи, она падает, у частников снижается рост, — делится Дмитрий Марунич.
Чтобы разрешить ситуацию, Киев надеется на один старый и проверенный способ — опять взять деньги в долг.
Но сделать это сегодня уже не так просто, как еще год назад — нависшая над страной угроза дефолта и упертость кредиторов в опросах реструктуризации долгов закрывает Украине доступ к международным финансам. МВФ размышляет, совершать ли очередной транш и на каких условиях, а частные кредиторы плотно захлопывают перед Украиной свои кошельки.
Пытаясь сохранить хорошую мину при плохой игре, Киев прекратил закачку росийского газа с 1 июля, объясняя это тем, что цена в 247 долларов- не рыночная. И требует от Газпрома цену в 200 долларов.
Но на самом деле это не более чем игра — Газпром предлагает цену ниже, чем она установилась сегодня на газовых биржах Европы.
Просто за отсутствием средств, Киев решил пойти путем ненавязчивого шантажа по отношению к Европе.
«Месседж»Киева можно прочесть так: «Если вы не хотите мерзнуть этой зимой, изыщите способы дать нам денег, чтобы мы этой зимой не просто не замерзли, но еще и не умерли с голоду».
И Европа уже реагирует. Как заявил вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович, возможно, Киев получит 300 млн евро от Европейского банка реконструкции и развития. Еще по чуть-чуть дают другие финансовые институты. Но из этих подачек никак не получается сумма в 1,5 млрд долларов, которую необходимо заплатить Газпрому.
Физически Украина способна закачивать в хранилища максимум 3 млрд. кубометров в месяц. Если переговоры о деньгах и ценах затянутся еще на месяц, то необходимо будет закачивать по 7 млрд кубометров, чтобы успеть к отопительному сезону, а это физически невозможно.
А это означает, что Украина методично движется к срыву отопительного сезона не только на своих территориях, но и в Европе.