Эмиссия гривны составила 176 млрд грн за прошлый год против 30-5 млрд грн в минувшие годы.
Вот вам и объяснение обесценивания национальной валюты. Безусловно, повлияли и другие факторы, но увеличение гривневой массы на фоне пикирующей экономики не могло не привести к девальвации.
«НБУ по сути сам себя подставил, или его вынудили подставиться. В ответ на мой депутатский запрос были предоставлены детальные данные о портфеле облигаций на балансе Нацбанка и госбанков в разрезе валют. По изменению этого портфеля можно четко увидеть рост гривневой эмиссии для монетизации долга. Если во все предыдущие годы она колебалась на уровне 20−50 млрд грн, то в прошлом году достигла 176 млрд», — сообщил член комиссии по вопросам финансов Верховной Рады Ризаненко.
Кредитных средств Кабмину катастрофически не хватало для покрытия расходов, инвестиций в экономику практически нет, а денежки очень остро нужны. Потому и была дана «вказівка» минфину решить вопрос путем выпуска облигаций. Дальше их покупает Нацбанк или госбанки, но за деньги все того же Нацбанка.
«Макроэкономисты такое явление называют «монетизация долга», а на простом языке обывателей оно называется «печатание денег». Но в прошлом году деньги не просто «напечатали», а «напечатали» в огромном количестве. И это главный ответ на вопрос «кто виноват?», — сказал Ризаненко.
Депутат сообщил, что в этом году эмиссия уже снизилась, хотя и продолжается.
По мнению депутата, одновременно и держать курс и таргетировать инфляцию — невозможно. А Нацбанк именно этим и пытался заниматься.
» Но в итоге игнорировать валютные колебания в десятки, а потом и сотни процентов они не могли себе позволить и попытались сесть на два стула, для того чтобы хоть как-то курс контролировать, ввели админограничения по экспортно-импортным операциям, плюс была повышена учетная ставка», — резюмировал член парламентской комиссии.