Женевская конвенция, регламентирующая права военнопленных и нормы обращения с ними, была принята еще 12 августа 1949 года.
К сожалению, невзирая на всё уважение к этому документу, воюющие стороны довольно часто нарушают пункты конвенции. В полной мере это касается и Украины.
Не побывав в плену сложно оценить все тяготы жизни пленного и дать им объективную оценку.
Но есть очевидность, которая говорит сама за себя.
Часть 1., Ст. 17
Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию.
…Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям или ограничениям.
Amnesty Inetnational опубликовала доклад, в котором правозащитники заявили, что в Украине пытают пленных, причем обвинения в жестоком обращении предъявлены не только украинским военным, но и стороне ополчения.
Можно не читать доклад, а просто посмотреть фото и видео в сети. И одна и другая сторона страшно гордятся, очевидно тем, каким унижениям они подвергают плененных.
ДНР и ЛНР не устают обвинять Украину в пытках и истязаниях военнопленных. Но украинские военные в плену у Новороссов тоже не выглядят здоровыми и ухоженными.
Напомним, что в день мемориального митинга по убитым на остановке Боссе, украинских военных привели на место гибели людей. Собравшиеся на остановке жители города требовали казнить полковника украинской 90 батальона 83 бригады бригады, обвиняя его в гибели неповинных. Да, ненависть горожан понятна. Но укладывается ли «парад военнопленных» в рамки конвенции?
Часть 1., Ст. 18
Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, останутся во владении военнопленных, так же как металлические каски, противогазы и подобные предметы, выданные им для их личной защиты. У них останутся также вещи и предметы, служащие для их обмундирования и питания, даже в том случае, если эти вещи и предметы принадлежат к официальному воинскому подразделению.
Этот пункт даже смешно обсуждать. Когда это кто-то считался с правом собственности военнопленных? Возможно, мое мнение и ошибочно…
Часть 1., Ст. 18
Эвакуация военнопленных должна всегда проводиться гуманно и в условиях, подобных тем, которые держащая в плену Держава предоставляет своим войскам при их передвижениях.
Держащая в плену Держава должна снабжать эвакуируемых военнопленных питьевой водой и пищей в достаточном количестве, а также предоставлять им необходимую одежду и медицинскую помощь. Она примет все необходимые меры предосторожности для обеспечения их безопасности во время эвакуации и составит при первой возможности список эвакуируемых военнопленных…
Перевозка военнопленных с мешками на голове, связанными руками или в железных ящиках — почти норма. По крайней мере, рассказы бывших пленных пестрят подобными эпизодами.
Часть 2., Ст. 25
Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену Державы, расположенные в той же местности. Эти условия должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и ни в коем случае не должны быть вредными для их здоровья…
Помещения, предназначенные военнопленным для индивидуального или коллективного пользования, должны быть полностью защищены от сырости, в достаточной мере отапливаться и освещаться, особенно в промежуток времени между наступлением темноты и установленным часом выключения света. Должны быть приняты все противопожарные меры.
Правозащитник из Amnesty Inetnational рассказал: «Есть база «Правого сектора» в Днепропетровской области, в которой находятся люди под стражей. Наш источник сообщал, что они могут содержаться там от нескольких недель до месяца. По 20 человек живут в помещении, где есть всего 6 коек».
Правый сектор ответил на это,что никакой тюрьмы у них нет, а военнопленные содержались в одной комнате. Что ,косвенно, подтверждает неприемлемые условия для содержание, озвученные правозащитником.
Часть 2., Ст. 26
Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее состояние здоровья у военнопленных и не допускать потери веса или явлений, связанных с недостатком питания. Следует также считаться с привычным для пленных режимом питания.
Часть 2., Ст. 27
Одежда, белье и обувь будут выдаваться военнопленным в достаточном количестве держащей в плену Державой, причем она должна учитывать климатические условия местности, в которой находятся военнопленные. Форменная одежда неприятельских армий, захваченная держащей в плену Державой, будет использована для обмундирования военнопленных, если она соответствует климатическим условиям.
Как отлично кормят, обувают и одевают в плену смешно даже говорить.
И это только несколько пунктов из большого документа, именуемого ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ОБРАЩЕНИИ С ВОЕННОПЛЕННЫМИ от 12 августа 1949г.