Неделю тому секретарь Совета нацбезопасности и обороны Александр Данилюк заявил, что считает вхождение Оппозиционной платформы, кадровый состав которой, как вишенка на торте, венчает Виктор Медведчук, угрозой нацбезопасности Украины.
«Понятно, что Медведчук имеет четкую прокремлевскую ориентацию, и да, он будет использовать площадку парламента для того, чтобы не просто там сидеть. Является ли это угрозой? Да, это угроза», — прокомментировал ситуацию А. Данилюк.
Справедливости ради стоит отметить, что высказанная позиция не является исключительно личным мнением А. Данилюка, а отражает отношение к Медведчуку Зе-команды в целом и президента Зеленского в частности.
Почему так? Давайте разбираться.
Медведчук – угроза нацбезопасности?
Возможно, идеологические расхождения в позиции Зеленского и Медведчука по Донбассу существовали и ранее, но в публичную плоскость они перешли после «героического» освобождения украинских пленных Медведчуком в аккурат перед выборами. Сам факт переговорной победы активно освещался в СМИ, в основном принадлежащими соратникам Медведчука. Сегодня о них говорят как о СМИ «с орбиты» Медведчука, потому как напрямую кум Путина не является собственником этих медиаресурсов – владеет ими нардеп Тарас Казак, близкий к Медведчуку. К «орбите» относят каналы 112, NewsOne и ZIK.
Итак, именно активное позиционирование себя, как успешного переговорщика с Москвой господином Медведчуком вызвало раздражение у Зеленского.
Президент тогда заявил, что ему вполне понятна активность В. Медведчука, потому как скоро выборы и он собирает политические дивиденды. И при этом добавил, что «у нас есть большая независимая Украина, я не понимаю, почему у нас должны быть посредники».
Напомним, что во время предвыборной кампании В. Зеленский заявлял, что в случае своей победы отстранит В. Медведчука от переговорного процесса по Донбассу. А уже после победы, команда нового президента и сам президент последовательно продолжали политику отстранения Медведчука от участия в переговорах с Москвой.
Об этом совершенно открыто в июле говорил первый помощник президента Сергей Шефир, «Медведчук нам вовсе не нужен, и мы стараемся отстраниться от него, дистанцироваться» – сказал Шефир.
В то же время Медведчук от своей роли «посредника» и «миротворца» отступаться не собирается и заявляет, что вывести его из переговорного процесса просто не получится.
Сам Медведчук резко заявлял, что вывести его из переговорного процесса по Донбассу невозможно и продолжает настаивать на своих позициях в отношении возможных путей выхода из войны.
Медведчук «за» или «против» Зеленского?
Кажется, ответ на этот вопрос лежит на поверхности – раз политик в оппозиции, значит явно не «за». Но, вместе с тем, оппозиция может быть конструктивной и помогать власти, не только указывая на ошибки, но и предлагая пути решения проблем. Казалось, что Медведчук будет именно такой оппозицией. Напомним, что после победы В. Зеленского, политик заявил, что победа была заслуженной.
Правда, при этом он поспешил нивелировать заслуги Зеленского, объяснив его победу провалом политики Порошенко. Комментируя «всенародный» выбор Зеленского президентом, он напомнил, что часть соцопросов перед выборами указывала на то, что избиратель голосует не «за» Зеленского, а «против» Порошенко. Однако, отметил Медведчук, люди действительно верят в возможность нового президента что-то изменить к лучшему. И в частности – привести страну к миру. А как это сделать, лучше всех, конечно же, знает он – Виктор Медведчук, опытный переговорщик и кум Путина.
Складывается впечатление, что политик воспринимает Зеленского исключительно как инструмент для достижения определенных целей, очень сильно ассоциирующихся с интересами Москвы. Когда Зеленский первый звонит Путину – Медведчук его хвалит. Когда Зеленский говорит об унитарности и невозможности особого статуса для Донбасса – Медведчук его ругает. При этом, отметим, в отношении других решений Зеленского, будь то продолжение сотрудничества с МВФ или решение об отставке местных политиков, кум Путина вообще своей позиции не озвучивает.
План Медведчука по Донбассу – хорошо для всех?
Напомним, в канун выборов В. Медведчук представил обществу свой план-концепцию урегулирования конфликта на Донбассе. Со слов соратников политика, , этот план был одобрен партией «Оппозиционная платформа – За жизнь»и «получил поддержку в Донецке, Луганске и Москве». Медведчук считает, что отвергая его участие в переговорах, Зеленский на самом деле даже не знаком с его планом. Но, так или иначе, Зе команда стремления Медведчука не просто не поддерживает, но и воспринимает их довольно враждебно.
Итак, что же, собственно, предлагает Медведчук.
Если прочесть его «план-концепцию», то первым бросится в глаза заявление, что возвращать нужно не территории, а людей. Т.е. по мнению Медведчука, жителям Донбасса необходимо дать не только веру в том, что в Украине будет лучше, но еще и гарантировать безопасность. И если против «вернуть людей» никто по сути не возражает, то обеспечение безопасности и, в частности, объявление амнистии тем, кто принимал участие в боевых действиях против Украины – это пункт, вызывающий много яростных споров. И вряд ли сегодня он может быть принят властью хотя бы потому, что такое решение может вызвать негативную реакцию в обществе.
Второй пункт – ведение переговоров в «четверке» Украина – Луганск – Донецк – Россия. Медведчук, который, как и его кум, настаивает, что «их там нет», все же не отрицает роль Москвы в вопросе урегулирования конфликта. Но при этом настаивает на прямых переговорах с ЛНР и ДНР.
При этом он отмечает, что не смотря на официальное отрицание контактов с главами ЛДНР, переговоры с ними все время ведутся. Но принятые решения не имеют официального статуса из-за позиции Украины.
И третий, самый важный и, пожалуй, самый спорный пункт – предоставление особого статуса Донбассу.
Настаивая на необходимости предоставления статуса, Медведчук напоминает, что эта идея в целом была довольно благосклонно воспринята обществом. Так, согласно соцопросам КМИС и Research & Branding Group, проведенным в сентябре 2018 года, из трех вариантов урегулирования конфликта максимальную поддержку украинцев (36%) получил вариант предоставления Донбассу особого статуса, предполагающего автономию в составе Украины и возврат в состав государства.
При этом фактически 52% выбрали автономию Донбасса при постановке вопроса: «если для мирного урегулирования конфликта на Донбассе потребовалось бы предоставить автономию неподконтрольным территориям Донецкой и Луганской областей («ДНР» и «ЛНР»)».
Медведчук напоминает, что его концепция урегулирования базируется на на минских соглашениях, утвержденных Резолюцией Совета безопасности ООН № 2202 от 17 февраля 2015 года, отвечает декларации «нормандского формата» и «отвечает действующему законодательству Украины», хотя сам при этом замечает, что для присвоения Донбассу особого статуса, необходимо внесение изменений в Конституцию.
«Хочу успокоить «национально озабоченных» и недалеких политиков ‒ как тех, кто при власти, так и тех, кто к ней рвется. … Внесение изменений в Конституцию Украины относительно автономии Донбасса не означает превращения Украины в федеративное государство. И все обвинения, что мы таким образом создаем федерацию, являются беспочвенными инсинуациями лиц, далеких от понимания принципов государственного устройства и норм Основного закона» — довольно эмоционально прокомментировал Медведчук выпады в сторону своих планов.
Также Медведчук настаивает на том, что В. Зеленский должен проводить прямые переговоры с В. Путиным по Донбассу, не нарушая принципы Минских соглашений.
«Господин Зеленский последовательно отстаивает свою позицию, которая противоречит Минским соглашениям и договоренностям «нормандской четверки». Во-первых, он и во время выборов говорил, что не поддерживает особый статус и амнистию», — отметил он, добавив, что идея расширения «нормандского формата» также противоречит соглашениям Минска.
«Необходимо принести мир в Украину, а не говорить, чтобы привлекать американцев или британцев. Ну, Британия это вообще из области космоса, кажется, а касательно США есть много точек зрения и дискуссий», — объяснил Медведчук.
Чем неугоден Медведчуку президент Зеленский?
Да, мы именно таким образом поставим этот вопрос – чем Зеленский не угодил Медведчуку. Потому как из сказанного выше напрашивается вывод, что Медведчуквоспринимает сегодня президента Зеленского как помеху реализации своих планов. Что, в прочем, похоже на правду.
Итак, в чем не сошлись Зеленский с Медведчуком?
Начнем с того, что озвучивается не первый год – Медведчук является последовательно про-росийским политиком. При этом, несмотря на то, что Янукович вроде бы тоже обвинялся в заигрываниях с Россией, Медведчука после ухода с политического олимпа Ющенко и его оранжевой команды, надежно «засунули в дальний ящик», откуда его «вынул» Петр Порошенко. Это кажется странным, т.к. позиции Порошенко в корень не совпадают с озвученными принципами Медведчука.
Но если вдуматься, то логика в этом действии есть – ему нужен был переговорщик, которые если не не разрешит ситуацию, то позволит балансировать на зыбкой грани поисков компромисса. Таким образом, конфликт не разрешался, но и не обострялся в период проведения Минска.
С другой стороны, такая позиция была выгодна Путину, который демонстрировал свою готовность к переговорам с Украиной, но только не с радикальными элементами, а с вменяемыми, переговороспособными людьми, каким, с его слов, и является Медведчук.
Зеленскому же все эти игры в видимость процесса не нужны, и он настроен решительно. Каким способом он намерен разрешать конфликт – пока не понятно. Но что он не пойдет на уступки Москве – это уже точно.
А значит, не будет «амнистии» для представителей вооруженных формирований ЛДНР. Не будет и переговоров с их главами. Лидер партии «Слуга народа» Дмитрий Разумков категорически отрицает возможность переговоров киевской власти с главами ЛДНР.
И чего не будет ни в коем случае – автономии Донбасса.
Не потому, что Зеленский «злобно нарушает договоренности». А потому что прекрасно понимает всю опасность, которую за собой влечет это решение.
С одной стороны, особый статус подразумевает, что у Украины не будет полного контроля над территориями Луганской и Донецкой области и не будет контроля над границей с Россией. С другой стороны, особый статус подразумевает и «особые отношения» с северным соседом. Таким образом, Украина фактически лишается границы с Россией, ее восточная граница становится открытой для любых действий – будь то военная, социальная или экономическая экспансия. С другой стороны, такое решение грозит развалом Украине, как унитарному государству. Как только автономию получит Донбасс, вслед за ним автономии потребуют другие территории. И речь сейчас не о русскоязычной Харьковской области. Мы говорим о Западных областях, на которые с таким вожделением смотрит Румыния и Венгрия.
Потому, план Медведчука реализован не будет. По крайней мере, в ближайшее время.
Почему Зеленский начал войну против Медведчука
Каким бы русскоязычным ни был сам Зеленский, сейчас он президент, а значит несет ответственность не только за свою семью, но и за всю страну. А Россия являет собой угрозу этой стране. Потому уступок Москве со стороны Зеленского ждать не стоит, он уже это продемонстрировал. С одной стороны, он не намерен развивать традицию наращивания лжи вокруг угрозы Кремля. Это он показал, приняв часть ответственности за происходящее на Донбассе на счет Украины. С другой стороны, он четко обозначил, что будет отстаивать интересы страны со всей необходимой жесткостью. Как в случае с арестом российского судна. И Зеленскому для реализации его планов по вытягиванию Украины из экономической пропасти, страна нужна целостная и политически стабильная.
А Медведчук со своими пророссийскими активностями продолжает раскачивать лодку противостояния между про-российскими и про-украинскими силами в стране.
То, что против него началась война, заявил сам Медведчук. Правда он убеждает, что дело не в его близости к Путину а в том, что новая власть не приемлет наличие сильной оппозиции.
Напомним, что после скандала с телемостом с Россией, на одном из телеканалов Медведчука начались проверки, после чего президент Зеленский заявил, что не позволит монополизировать украинское телевидение куму президента России Виктору Медведчуку. Ранее Зеленский резко высказался в отношении переговоров Медведчука с Путиным и выступил с критикой прокуратуры, за то, что генпрокурор не реагирует на визиты Бойко и Медведчука в РФ.
Инициировав проверки на телеканалах из «орбиты» Медведчука, президент заявил, что «никаких информационных монополий у нас не будет. Таким людям, как господин Медведчук, не дадим монополизировать наше украинское телевидение».
Понятно, что лидер оппозиции болезненно реагирует и на проверки со стороны правоохранительных органов, и на заявления президента и уж, тем более, на стрельбу в офис телеканала из гранатомета. Хотя прекрасно понимает, что все эти события играют ему на руку в вопросе консолидации своей части избирателей.
«Заявления отдельных праворадикалов о необходимости расстреливать из ПТУРов неугодных кому-то политиков, фактически призывы к террористической деятельности в отношении оппозиционных политических партий и бездействие по этому поводу правоохранительных органов, – все это происходит с молчаливого согласия сегодняшней власти. Более того, действующая, уже новая власть, возглавляемая господином Зеленским, способствует этому», – заявляет Виктор Медведчук.
Кто победит?
Таким образом, противостояние двух политиков и двух политических сил сегодня перерастает в настоящую войну.
Один из представителей Зе-команды, Никита Потураев заявил, что сосредоточение СМИ в руках пророссийских оппонентов создают риски в медиасфере, которые команда президента здраво оценивает и уже знает, как их нивелировать.
«Мы уже разработали решение на тактическом уровне, которые можно в ближайшее время принять, а также дорабатываем решения стратегического уровня», — сказал Потураев, комментируя планы Зе-команды по «демонополизации» телевидения.
Политик отметил, что «необходимо не выборочно бороться, а сделать предохранители — выражаясь военной лексикой «фортификационные сооружения», чтобы навсегда защитить наше информационное пространство от вражеских вторжений», добавив, что надо еще изучить происхождение средств на приобретение каналов, «нет ли там следов государства агрессора».
«Каналы являются убыточными, по меньшей мере, на каждый канал ежемесячно полмиллиона долларов дотаций, то есть на три канала — идет это минимум полтора миллиона долларов ежемесячно», — добавил он.
Советник Зеленского убежден, если новой власти не удастся преодолеть эти проблемы, то они «не будут властью, а может и вообще Украины не будет».
И мы понимаем, как бы ни был когда-то силен политический бэкграунд Медведчука, победит в этой войне все-таки Зеленский.
Потому что у него есть реальная власть и реальная поддержка. Потому что в Украине сформировалось поколение антироссийски настроенных молодых и активных людей. А еще потому, что рейтинги Путина падают, а экономическая ситуация в России не из лучших. Потому нахождение компромисса с Украиной и за счет этого – снижение давления международных санкций, Москве очень выгодно.
Значит, переговоры будут вестись с лицом, принимающим решения. А им сейчас является президент Зеленский.