Японская архитектура и дизайн интерьера в течение многих столетий складывались под влиянием культуры татами. Комнаты в домах больших или маленьких городов или сельских районов отличались разве только в деталях, но они всегда были устланы соломенными циновками – татами, словно говорящими о том, что обувь должна оставляться снаружи.
В наше время в Японии татами заменили другие материалы, в качестве отделочного материала для пола может быть использована даже массивная доска, но почти в каждом доме есть комната, где традиционные татами используются по-прежнему. Татами отлично соответствует не только японскому интерьеру, но и интерьеру в западном стиле. Они создают естественную и расслабляющую атмосферу, особенно если объединены с деревом и камнем, которая успокаивает сознание, постоянно провоцируемое непростым темпом нынешней городской жизни. Читайте также о том, как и чем крепить сайдинг по ссылке https://building-plot.ru/otdelka/kak-krepit-sajding.html.
У татами (от глагола татаму – свертывать) в Японии долгая история. В древней Японии не существовало того типа татами, знакомого нам сегодня. Они предназначались в первую очередь в качестве спальных принадлежностей и оставались привилегией благородного сословия. В эпоху Нара 5-6 соломенных циновок, помещенные на деревянную структуру, представляли собой постель императора.
В архитектурном стиле эпохи Хэйан «синдэн-дзукури» центральное строение или синдэн (или моя), в переводе «спящий дворец», было окружено столбами, между которыми находились сетчатые ставни (ситомидо), состоящие из верхней и нижней частей, и верандой (хисаси) и представляло собой большую комнату, разделенную ширмами. Циновки фиксировали место для сна или заседаний.
Татами были толстыми, около семи сантиметров, сверху их покрывали тонкими циновками. Они стоили дорого и являлись символом, определявшим положение в обществе. Даже ткань, которой обшивали края татами, могла многое поведать о владельце. Синдэн выходил на открытый внутренний двор с водоемом и садом. Когда нижнюю часть ставень снимали, скатывали сударэ, находившееся перед ставнями, сидя на циновках, можно было любоваться прекрасным видом «чистой земли Амида Будды». В этом случае можно сказать о достижении желательного эффекта – полной гармонии между архитектурой и природой.
С приходом к власти буси или класса воинов в конце периода Хэйан стиль синдэн дзукури постепенно начал принимать новые формы и уступил в итоге место «сёин-дзукури», на который значительно повлиял дзэн-буддизм с его особым пониманием красоты. В сёин дзукури татами занимают почетное место. Как и в предыдущем стиле, в сёин-дзукури место жительства определялось главной структурой (сёин), полезная площадь была поделена фусума, а весь пол покрывали татами. Кроме того, количеством татами определялся размер комнаты.
Позже жилую часть разграничили вестибюлем (гэнкан), где гостей приветствовали и где они оставляли обувь. В одном конце сёин (зал для письма или учения) находилась приподнятая часть, где сидели хозяин и гости. Здесь же помещались встроенный письменный стол, альков, полки с книгами и посудой для чайной церемонии. С развитием культуры чаепития, татами стал неотъемлемым элементом не только японского образа жизни.