Зачем первый русский военный корабль построили в подмосковном селе

Создание в России военно-морского флота традиционно принято связывать с именем и эпохой Петра Первого. Это справедливо, но исторически не совсем верно. Первый русский военный корабль европейского типа был построен за три года до рождения Петра, в 1669 году, в царствование его отца, Алексея Михайловича. И построен не вблизи моря, а на реке Оке, за тысячи километров от какого-либо морского побережья, в подмосковном селе Дединове.

Такой географический парадокс обусловлен тогдашним геополитическим положением Русского Царства. Выхода к Балтийскому и Чёрному морям Русь не имела, Белое море большую часть года покрыто льдом. Основные торговые коммуникации проходили по Волге и Каспийскому морю, торговали преимущественно с Персией (Ираном) и Закавказьем. На море свирепствовали пираты, нападали на русские и иностранные торговые суда. Этим и была вызвана необходимость постройки военных кораблей, первым из которых должен был стать «Орёл», название было выбрано по аналогии с гербом Русского царства. Некоторые историки считают, что нынешний флаг России, триколор, тоже был впервые поднят на флагштоке «Орла». С постройкой «Орла» связано также появление первого русского «письма корабельного строя» — прообраза всех последующих военно-морских уставов.

Фото сайта barque.ru

Первое русское военное судно представляло собой фрегат длиной 24 метра, вооружённый 22 пушками. Строительство вели голландские кораблестроители и русские плотники. О важности постройки судна можно судить по тому, что руководство всем проектом было поручено боярину Афанасию Ордину-Нащокину, главному управителю Посольского приказа — должность, аналогичная современному министру иностранных дел. Ордин-Нащокин присутствовал в Дединове и при торжественном спуске «Орла» на воду в мае 1668 года. А в Астрахань корабль приплыл по Оке и Волге через четыре месяца.

Шпиль здания Адмиралтейства Санкт-Петербурге, увенчанный изображением корабля «Орёл». Фото Фактрум.

Судьба «Орла» в целом сложилась неудачно. В военных операциях корабль не участвовал, в открытое море для сопровождения торговых судов не выходил. В 1870 году Астрахань захватили восставшие казаки атамана Степана Разина. Управлять сложным кораблём европейского типа они не умели, поэтому, по одной из версий, сожгли судно. По другой версии, «Орёл» после подавления разинского восстания простоял много лет в одной из астраханских проток и пришёл в полную негодность.

Владимир Царан