Сколько крестьян удалось переселить Столыпину?

К началу XX века трёхсотлетнее освоение Сибири и Дальнего Востока так и не принесло Российской империи ожидаемого благоденствия, о котором мечтал великий Ломоносов. Ставка на освоение этих дальних и обширных мест невольниками (ссыльными, каторжанами), и их охранниками не оправдалась, «русской Австралии» из Сибири не получилось. Однако после завершения строительства Транссибирской магистрали появилась возможность заселять Сибирь и Дальний Восток добровольцами, создав для этого благоприятные условия. Тем более что поток самовольных переселенцев уже шёл, особенно из Украины и Средней Волги.

Этой возможностью воспользовался Пётр Аркадьевич Столыпин, премьер-министр с 1906 года. «Столыпинская» аграрная реформа предусматривала не только переселение крестьян, но и целый комплекс мероприятий, фактически революционных по отношению к сельскому хозяйству. Впервые за тысячу лет на Руси должен был появиться крестьянин — собственник земли. При этом земля могла переходить по наследству, продаваться, использоваться в качестве залога. Но чтобы не разрушать сложившиеся в Европейской России условия землепользования, было решено заселять и осваивать целинные земли Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа.


Переселенцы в Сибири. Фото:klasson

На первых порах участки крестьянам предоставлялись из государственных или кабинетских (царских) земель. Предполагалось, что в собственность она перейдёт потом, когда будет полностью освоена, и станет ясно «кто есть кто». Однако убийство Петра Столыпина в 1911 году анархистом Богровым, а затем мировая война и революция не дали этим планам осуществиться.


Пётр Столыпин (в центре) среди крестьян Курганской губернии. 1910 г. Фото:kikonline.ru

Однако и в таком, незавершённом виде аграрная реформа Столыпина дала несомненный положительный эффект. Сибирь к 1913 году стала поставлять на российский и европейский рынок около 100 миллионов пудов зерна, преимущественно из Алтайского края. Там и в прилегающих районах Сибири, вдоль Транссиба, обосновалось около трёх миллионов «столыпинских» переселенцев. Появилась надежда, что действительно «богатство России Сибирью прирастать будет». Увы, надежде не суждено было сбыться.

Владимир Царан.