Принятый в Российской империи в связи с началом Первой мировой войны «сухой закон» действовал и при советской власти, вплоть до 1920-х годов. Это один из немногих законов империи, переживший Октябрьский переворот, и для этого были серьёзные причины. Начало революции ознаменовалось погромами винных погребов. Их удалось остановить, но волны безудержного пьянства захлёстывали страну и в Гражданскую войну, и в первое время после её окончания. Из сёл в города везли самогон, в самих городах массово производили кустарный спирт, алкогольные суррогаты.
Поэтому одной из первых серьёзных экономических мер Советского правительства в рамках перехода к НЭПу стало разрешение на производство слабого (а потом и не очень слабого) алкоголя — виноградного вина, «облегчённой» водки и, разумеется, пива. Исходили из принципа «минимизации зла». Благо производственная маркетинговая база в царской России была огромной: пиво выпускали около тысячи пивзаводов и мелких пивоварен.
Имитировались знаменитые европейские бренды: «Пльзеньское», «Баварское», «Кульмбахское». Выпускались и собственные марки: «Мартовское», «Светлое», «Кабинетное», и множество других. «Жигулёвского» среди них не было, хотя Жигулёвский пивзавод в городе Самаре существовал с 1881 года. Но его владелец, австрийский коммерсант Альфред фон Вакано, предпочитал выпускать пиво по рецептам своей родины. И называлось оно, соответственно, «Венское».
Частники «нэпманы», используя оставшиеся после прежних владельцев мощности, предпочитали выпускать и пиво старых, проверенных временем марок. Новинки были редки: «Красная Бавария» в Ленинграде, «Киевское», «Союзное». Но с начала 1930-х годов советская власть стала сворачивать НЭП, количество частных пивоварен резко сократилось, а потом и совсем сошло на нет.
Сократилось и количество марок пива, выпускаемого на государственных пивзаводах — «Мартовское», «Бархатное», «Светлое», «Красная Бавария» и то самое «Венское». Что вызвало недовольство посетившего в 1938 году Самару (уже переименованную в Куйбышев) наркома пищевой промышленности Анастаса Микояна. Он выразил недоумение: почему на советском предприятии выпускается пиво, названное в честь капиталистического города? «Венское» срочно переименовали в «Жигулёвское».
Трудно сказать, почему название оказалось таким удачным. Это самая известная марка советского пива, его выпускали более 500 предприятий по всему СССР. Выпускается «Жигулёвское» и сегодня, довольно успешно.
Владимир Царан.