Россия первой половины позапрошлого столетия тратила огромные деньги на покупку книг. Считалось, что издание художественной литературы — второе по доходности вложение средств, после винно-водочного откупа. До 1830 года частные книгоиздатели зарабатывали огромные деньги, фактически не считаясь с авторским правом. Книгоиздатели, они же в основном и торговцы книгами, заполонили рынок неряшливо изданными переводами и книгами российских авторов, получали баснословные прибыли, в то время как авторы и переводчики влачили порой нищенское существование. От произвола книготорговцев «хлебнули горя» в молодости и Белинский, и Карамзин, и Некрасов.
В 1830 году, с принятием указа Николая I «О правах сочинителей, переводчиков и издателей» российские литераторы и переводчики облегчённо вздохнули. Они получили возможность в течение всей своей жизни распоряжаться изданием своих произведений и продавать книги по своим ценам. После смерти авторов эти права на 25 лет переходили их законным наследникам или, по завещанию, другими лицам. Права на книгу продлевались ещё на 10 лет по истечению этого срока, если было установлено, что издание переиздавалось.
Однако в императорском указе со временем обнаружились «подводные камни». После смерти авторов права на произведения нередко приобретали разного рода сомнительные дельцы, да родственники авторов нередко распоряжались полученными правами не лучшим образом. В результате на книжном рынке воцарился хаос. «Полное собрание его (Пушкина) сочинений, одиннадцать неуклюжих томов, не полностью собранных, многие из которых не раз издавались при жизни Пушкина, и дурно изданных… стоит шестьдесят рублей!..» — возмущался в 1844 году
Виссарион Белинский. Возмущался вполне справедливо: 60 рублей в те времена платили в виде жалования уездному лекарю (фельдшеру), в год!
Мало того, в 1850 году срок, в течение которого правами на книги могли распоряжаться родственники умерших авторов, специальным указом увеличили до 50 лет! Под благовидным предлогом: император уважил просьбу вдовы поэта, Натальи Николаевны, к тому времени уже вторично вышедшей замуж и носившей фамилию Ланская.
Но всё когда-то заканчивается! Умерла и вдова Пушкина, а в 1887 году истёк 50-летний срок авторских прав на произведения великого русского поэта, которыми к тому времени уже владели люди, никакого отношения к нему не имевшие. В 1857 году, на роковую дату 29 января была назначена, как сейчас принято говорить, распродажа. Издательства представили новые собрания сочинений Пушкина, свободные от авторских выплат. Семитомное собрание продавалось за 6 рублей, восьмитомное за 3 рубля. За один день и только в Санкт-Петербурге было продано около 10 тысяч комплектов. В некоторые магазины из-за покупательского ажиотажа пришлось вызывать полицию….
Владимир Царан.